Эксперты Минздрава России раскритиковали планы главы омского Минздрава.

Все больше привлекает к себе общественное внимание начатая новым региональным министром здравоохранения серьезная реформа лабораторной системы омской медицины. Если вкратце, речь идет о замене лабораторий при 85 клиниках одной большой частной в Омске и еще одной в Таре. Омичи о такой перспективе узнали несколько дней назад — из обращения работников лабораторной службы, обнародованного в пабликах омских соцсетей 10 июня. Тогда же оно появилось и на сайте Change.org в форме петиции, адресованной министру здравоохранения РФ Михаилу Мурашко.

(Реформа стала вырисовываться тоже не так давно. Менее месяца назад, 20 мая, с предложением внедрить концепцию «Централизации лабораторной службы» к губернатору Александру Буркову обратилось московское ООО «МедИнвестГрупп»). Тогда же медики, по их словам, написали и отправили письма Александру Буркову и Владимиру Путину.

Когда информация о возможной реформе была обнародована, пресс-служба омского Минздрава официально прокомментировала ее. Еще через три дня сама Ирина Солдатова обрисовала положение вещей, отметив, что «проект требует детальной проработки».  

Вчера, 16 июня, обозначили свою позицию и другие представители медицинского сообщества. Так, на сайте крупнейшего российского профильного объединения — Ассоциации специалистов и организаций лабораторной службы «Федерация лабораторной медицины» — появилось обращение, подписанное главой Федерации Михаилом Годковым, главным внештатным специалистом по клинической лабораторной диагностике Минздрава России, завкафедрой лабораторной медицины и генетики ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова» профессором Татьяной Вавиловой и главным внештатным специалистом по клинической микробиологии и антимикробной резистентности Минздрава России, президентом Межрегиональной ассоциации по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии (МАКМАХ), членом-корреспондентом РАН профессором Романом Козловым. Письмо датировано 11 июня и адресовано омскому министру здравоохранения Ирине Солдатовой и авторитетному российскому врачу Леониду Рошалю.

Приводим ниже текст этого обращения без купюр:

«Министру здравоохранения Омской области И.Г. Солдатовой

Президенту Союза медицинского сообщества «Национальная медицинская палата» Л.М. Рошалю

Копия: Главному внештатному специалисту Омской области по клинической лабораторной диагностике Н.В. Киреевой


Уважаемая Ирина Геннадьевна!

На основании обращения главного внештатного специалиста Министерства здравоохранения Омской области Киреевой Н.В., главного внештатного специалиста по клинической микробиологии и антимикробной резистентности Министерства здравоохранения Омской области Поповой Л.Д., а также информации, полученной из открытых источников (http://vomske.ru/news/17407-omskie_mediki_vystupili_protiv_sokrachsheniya_1500/; https://gorod55.ru/news/city/10-06-2020/omskiy-minzdrav-ob-yavil-o-masshtabnoy-optimizatsii-bolnichnyh-laboratoriy), обращаемся к Вам с глубокой озабоченностью в отношении проекта централизации лабораторной службы Омской области» (далее — проект), подготовленного ООО «МИГ» («МедИнвестГрупп»). В связи с этим сообщаем следующее.

1. Представленный проект предполагает разрушение государственной системы лабораторной службы субъекта Российской Федерации и замену ее коммерческой структурой на всех уровнях оказания медицинской помощи.

2. Представленный проект несет в себе высокие риски снижения доступности, своевременности и качества оказания медпомощи, а также, возможно, представляет угрозу биологической безопасности в условиях современной эпидемиологической обстановки. Негативный опыт централизации лабораторных исследований частной структурой в Еврейской АО заставляет взвешенно подходить к реализации таких проектов.

3. Представленный проект предполагает передачу функций экспресс-лабораторий, обеспечивающих стационары и отделения реанимации и интенсивной терапии, в частную систему с предоставлением автономной работы среднему медицинскому персоналу с курацией врачом лабораторной диагностики и бактериологом удаленно. Считаем такой подход недопустимым, т. к. это снизит качество, оперативность и уровень оказания неотложной помощи.

4. В условиях существующей в РФ системы обязательного медицинского страхования (ОМС), согласно которой оплата за выполненные исследования осуществляется на основе межучрежденческих расчетов, перераспределение исследований в пользу частной компании не решит проблему взаимодействия медицинских организаций и не увеличит потоки, спектр и объем лабораторных исследований, включая критически важные аспекты микробиологической диагностики с акцентом на определение чувствительности к антимикробным препаратам. Государственные средства будут перераспределены в пользу коммерческой структуры.

5. Представленный проект имеет негативную социальную значимость и создает социальную напряженность, лишая работы и возможности служить профессии грамотных и опытных специалистов.

6. В условиях нарастания или повторения ситуации эпидемиологического неблагополучия частная структура может служить лишь дополнительным ресурсом решения диагностических задач. Распространение новой коронавирусной инфекции продемонстрировало необходимость включения основных мощностей лабораторной службы государственной формы собственности как основы лабораторного обеспечения в регионах.

7. Лаборатории Омской области укомплектованы квалифицированными кадрами. Омская область относится к тем регионам РФ, в которых наиболее эффективно решен вопрос с подготовкой кадров высшего (врачи КЛД, бактериологи) и среднего звена (медицинские лабораторные техники, медицинские технологи) на базе кафедр ФНБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Переподготовка кадров при их явном дефиците в других регионах повлечет неоправданные финансовые и моральные затраты. Восстановить в последующем кадры будет чрезвычайно сложно.

8. В проекте не учтены особенности лабораторного обеспечения педиатрической службы (амбулаторно-поликлиническое звено, стационары г. Омска, ЦРБ Омской области), где зачастую исследуется капиллярная кровь, что однозначно приведет к дополнительным жалобам и неудовлетворенности уровнем оказания медицинской помощи.

9. Под угрозу ставится обеспечение диагностического процесса в соответствии с клиническими рекомендациями при проведении микробиологических и коагулологических исследований, а также химико-микроскопических исследований различного биоматериала (кала, мочи, мокроты, БАЛЖ), особенно в ЦРБ, учитывая длительность доставки из большинства сельских районов (задержка до 6 часов), что неизбежно повлечет преаналитические ошибки.

10. Предложенная в проекте логистика и маршрутизация биоматериала из сельских районов составлена без учета географических и климатических особенностей.

Таким образом, данный проект требует экспертной оценки с привлечением общественных организаций — Федерации лабораторной медицины, Межрегиональной ассоциации по клинической микробиологии (МАКМАХ) и Национальной медицинской палаты, с рассмотрением альтернативных проектов модернизации лабораторной службы Омской области при сбалансированном участии структур различных форм собственности и учётом ранее накопленного опыта централизации лабораторных исследований на базе БУЗОО «Клинический диагностический центр». Учитывая высокую социальную и политическую значимость системы здравоохранения в целом, считаем, что централизация лабораторных исследований должна приоритетно проводиться на базе лечебно-профилактических учреждений государственной формы собственности. Это является залогом стабильной работы данной диагностической службы и обеспечения доступности населению к качественной бесплатной медицинской помощи, гарантированной Конституцией Российской Федерации. Участие частной структуры в централизации лабораторных исследований может являться лишь частью общего проекта с сохранением в составе государственного сектора лабораторий стационаров, центральных районных больниц, Клинического диагностического центра, специализированных медицинских организаций, включая противотуберкулезную и инфекционную службу, в том числе Центр по профилактике и борьбе со СПИД.


С уважением, главный внештатный специалист по клинической лабораторной диагностике Минздрава России, заведующая кафедрой лабораторной медицины и генетики ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова» Минздрава России д. м. н., профессор Татьяна Вавилова;

Главный внештатный специалист по клинической микробиологии и антимикробной резистентности Минздрава России, президент Межрегиональной ассоциации по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии (МАКМАХ), член-корреспондент РАН, д. м. н., профессор Роман Козлов;

Президент Ассоциации специалистов и организаций лабораторной службы «Федерация лабораторной медицины», д. м.н Михаил Годков».