Министр культуры Омской области рассказал редакции БК55 о том, когда и как омичи смогут увидеть артистов и музыкантов вживую.
— Юрий Викторович, сейчас в период пандемии коронавируса многие работают на удаленке. Как Вы отметили в одном из интервью, работы не стало меньше, многие вопросы приходится решать дистанционно. Как Вам такой формат общения? Всегда ли это удобно? Быстро ли Вы адаптировались к таким условиям?
— Пандемия и режим самоизоляции, несомненно, внесли корректировки в деятельность всех организаций и учреждений, в том числе министерства культуры. Вы знаете, что с конца марта театры, музеи, концертные залы, дома культуры в регионе закрыты, в строгом пропускном режиме работает само министерство. Такой режим, конечно, сводит на нет встречи, но в целом на ход работы практически не влияет. Все руководители учреждений культуры на связи в любое время суток, как и сотрудники министерства. С муниципальными районами мы и до самоизоляции часто общались по телефону и решали многие текущие вопросы дистанционно, поэтому привыкать к новому режиму не пришлось.
— Как оцениваете интерес омичей к проекту #КУЛЬТУРАДОМА? Вы сказали, что большей популярностью пользуются трансляции концертов Омской филармонии, с чем это связано?
— Проекту #КУЛЬТУРАДОМА — два месяца, мы его запустили 30 марта и в первую очередь ставили задачу перед учреждениями — поддерживать связь со зрителями и посетителями, не исчезать из поля зрения. Но, как вы знаете, сотрудники наших театров, музеев, библиотек — люди все сплошь неравнодушные и творческие. Изначально для коллег это была стрессовая ситуация, но потом они оперативно сориентировались и даже вошли во вкус, стали появляться совершенно неожиданные и яркие проекты. Наши омичи, у которых всегда была тесная связь с культурой, и в этой ситуации поддержали учреждения — просмотрами концертов и спектаклей, комментариями, позитивными реакциями в соцсетях. Я согласен с моими коллегами, что спектакль в театре и спектакль на экране ноутбука — это совершенно разные вещи, но тем ценнее та положительная энергетика, которая сейчас идет от наших зрителей. Рано или поздно долгожданная встреча состоится, и это будет большой праздник для всех. Говоря об этом проекте, хотел бы отметить, что сложившаяся ситуация помогла нашим учреждениям ближе познакомиться со своей онлайн-аудиторией, реализовать новые идеи и проекты, на которые раньше просто не хватало времени. Уверен, что многие наработки будут использоваться и после того, как все учреждения снова начнут работать в обычном режиме.
— После периода самоизоляции что прежде всего необходимо решить в сфере культуры?
— Предстоит решить много вопросов, в первую очередь — когда и как учреждения культуры могут начинать работать, в том числе для посетителей, сроки будут зависеть от складывающейся эпидемиологической ситуации. Первыми, как вы знаете, открываются библиотеки. Это произойдет 4 июня. Далее — музеи. Учреждения с массовым пребыванием людей — это театры, концертные залы, дома культуры — откроются в последнюю очередь. Сроки эти пока не установлены, но уже очевидно, что в учреждениях будут действовать ряд ограничительных мер.
Например, для музеев: дистанция между посетителями и регулирование их численности, разметка, информационные таблички. Предстоит большая подготовительная работа, до того, как посетители вернутся в музеи, нужно все организовать для их безопасного пребывания. По театрам в Минкульте РФ рассматривается вопрос организации новой рассадки зрителей, думаю, что эти меры будет распространены и на регионы. Большие массовые мероприятия с многотысячной аудиторией — это последнее, к чему разрешат вернуться после снятия ограничительных мер. Да, это новая реальность нашей деятельности, но здесь на первом плане — здоровье сотрудников и зрителей.
— Каковы Ваши прогнозы насчет того, что после отмены режима самоизоляции омичи будут реже посещать учреждения культуры, ведь коронавирус нанес удар и по финансовому благополучию горожан.
— Дать точный прогноз сейчас довольно сложно — с одной стороны, мы видим, как активно омичи интересуются, когда откроются театры и музеи, звонят и пишут в учреждения. У многих сейчас на руках билеты на спектакли и концерты, которые были перенесены. С другой стороны, как мне кажется, часть зрителей не сразу сможет преодолеть некий психологический барьер и посещать заведения в режиме ограничительных мер, будут принимать новые правила с осторожностью. Кто-то будет бояться массовых скоплений людей и возможности заразиться. Финансовый вопрос будет также иметь значение. Но со временем, думаю, все вернется на круги своя. История показывает, что люди возвращались в театры и музеи после самых суровых испытаний, будь то война или эпидемия. Здесь только вопрос времени.
— Как период самоизоляции отразился на климате в Вашей семье? Детей иной раз тяжело удержать дома. Как Вам удается с ними совладать?
— Действительно, психологически детям очень сложно находиться долгое время в четырех стенах. У меня два сына — четырех и десяти лет — и я это прекрасно вижу. В нашем случае выручают книги, настольные игры, телевизор. Но активные игры никто не отменял — поэтому некоторые предметы интерьера уже пострадали.
Теперь блиц-вопросы:
— Что Вы больше всего цените в людях, а что для Вас крайне неприемлемо в человеческой личности?
Ценю — искренность и приверженность своему делу. А что касается второй части вопроса, считаю, что у каждого свои недостатки, идеальных людей не существует.
— Какие уголки планеты Вы бы хотели посетить?
— Камчатку.
— Какой Ваш самый любимый фильм?
«Сибириада» Андрея Кончаловского.
Анна Пацула