А водители маршруток — на грани выживания.
Попытка изменить в Омске ситуацию с маршрутными перевозками профсоюзу «Ямщик» (который фактически уже прекратил работу) не удалась.
Ситуацию, когда крупный предприниматель — выигравший конкурс мэрии на несколько маршрутов — по сути, взимает дань с имеющих лицензии водителей (таких же предпринимателей, только помельче), Кузнецов несколько лет назад внятно описал депутатам Горсовета. Владелец микроавтобуса, который мог бы сам достойно зарабатывать на маршруте, вынужден заключать договор с крупным предпринимателем и платить ему до 15 тыс. руб. в месяц.
Это при том, что микроавтобус принадлежит самому водителю, и есть лицензия на транспортные перевозки.
«Ямщик» для того и создавался, чтобы избавить маршрутчиков от этого крупного платежа. Однако не вышло.
Поскольку сам профсоюз лицензию на транспортные перевозки не получал (Кузнецов счел это необязательным), суды признали его председателя нарушившим часть 1 ст. 14.1.2. Кодекса об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности без лицензии) и оштрафовали за выезды микроавтобусов на маршруты на суммы от 25 до 200 тыс. руб. В общей сложности вышло 1,3 млн руб.
По словам Кузнецова, он принял ответственность на себя, чтобы избавить от крупных штрафов водителей «Ямщика», которым надо кормить семьи.
Конечно, правозащитник пытался отбиться от штрафов, обжаловав решения омских судов в Верховном суде РФ:
— Я пояснил Верховному суду, что предпринимательской деятельности как председатель профсоюза не вел, доходов и зарплаты не получал. Путевые листы выдавал на подвоз маршрутчиками членов профсоюза (других попутчиков — бесплатно). Однако решения омских судов устояли. В результате с декабря 2018 года с моей 12-тысячной пенсии стали высчитывать 50%. После того, как я указал в заявлении, что мне на жизнь остается меньше минималки, вычет снизили до 30%. Так что сейчас высчитывают по 4 тысячи., а на жизнь остается 8 тыс. руб.
Кузнецов говорит, что предвидел ход событий, и даже сейчас готов продолжить свою деятельность в «Ямщике».
— Только что пообщался с водителями маршруток — им очень тяжело. Количество пассажиров резко сократилось, большинство платежей идет через терминалы (которые они устанавливали за свой счет) и попадает сразу к крупному предпринимателю. Водителям — владельцам микроавтобусов остаются платежи наличкой, которых порой не хватает даже на топливо для транспорта. Заправляют они, кстати, тоже за свой счет. То есть люди на грани выживания.
По документам крупные перевозчики обычно «берут в аренду» транспорт работающих на них маршрутчиков — «обеспечивают рабочим местом».
А по сути, владельцы микроавтобусов с лицензиями могли бы сами выходить на маршруты, если бы в мэрии с ними заключили договора — это помогло бы им нынче в кризис прокормить свои семьи…
Наташа Вагнер