Как предпочитают питаться омичи во время самоизоляции.

Поиск по сети услуг доставки еды из ресторанов и кафе вырос в России на 42%. Таковы данные картографического сервиса 2gis.ru. Бизнес, как известно, реагирует на спрос, спешно дополняя список услуг доставкой.

Так, за прошлый месяц количество компаний в этой сфере, которые переориентировались на доставку готовых блюд, заметно выросло во всех крупнейших городах страны, больше всего — в Москве и Санкт-Петербурге: более чем на 50%.

Российский продовольственный ритейл также реагирует на ситуацию и развивает востребованное направление доставки продуктов. По данным сервиса, за март количество супермаркетов и гипермаркетов, которые используют собственные или привлекают внешние службы доставки, выросло в Москве на 30%. В других городах прирост пока ниже. Например, в Екатеринбурге — на 24%, в Архангельске — 20%, Санкт-Петербурге — 11%.

БК55 решил выяснить, как обстоят дела с этими процессами в Омске и как в целом отреагировал на такие тенденции бизнес омских предпринимателей. Оказалось, у нас не все так однозначно: некоторые сетуют на острейшую нехватку клиентов, а у иных же отбоя от них нет.

Мы пообщались с директором по маркетингу пиццерии «Кантанелло» Вячеславом Квашниным:

— Вячеслав, скажите, у вас сейчас больше клиентов или наоборот?

— Люди, как и в былые времена, заказывают все. Мы не испытываем дефицита в клиентах.

— Какие блюда предпочитают заказывать жители нашего города?

— Заказывают и пиццы, и пироги, и готовые блюда: салаты, горячее. Ко всему прочему мы доставляем замороженные полуфабрикаты: пельмени, вареники, колбасы, манты, голубцы, перцы фаршированные. Плюс у нас появились обеды по-домашнему, которые мы доставляем на дом. Это полноценный комплекс из трех блюд: первое, второе, салаты.

Ничуть не испытывают проблем и омские производители суши. Доставка там, как говорится, дело привычное и механизмы давно отлажены.

— Да, в целом заказов сейчас больше. Но нельзя сказать, чтобы в разы, — заверили нас в сетевом суши-кафе «БамБуши».

Однако многие эксклюзивные заведения, даже проработав годами, не приспособились под такой формат и могут уже не дождаться прихода «живых» посетителей. Собственно, вот какую картину нам описал совладелец ресторана-пивоварни «У Пушкина», клуба PUSHKIN pub & club и пивного крафт-бара «Пушка» Олег Лобов:

— Бизнес сейчас заморожен, доставка в городе толком не работает. По факту остались только пиццы и суши, а все остальное народ не берет. По крайней мере, у меня это так и, думаю, у других также. Так что бизнес в замороженном состоянии, ведь не покупают ничего. И нет никаких внятных ответов ни от министерства, ни от губернатора. Я арендую муниципальное помещение, предоставляемое минимущества, задаю им вопрос, каким образом я буду оплачивать аренду на время простоя — никакого внятного ответа так до сих пор и не получил. В общем, состояние — дно.

В ответ на вопрос о своих планах и вероятном переходе к другому виду деятельности Лобов заметил следующее:

— Понимаете, после 50 лет уже занимаешься тем, что умеешь, и куда-то в новую сферу вдаваться сложновато. Что ж, будем выживать. Ну, или «сваливать» из этого города, а там, глядишь, и из страны. Все у нас в последнее время совсем уж грустно и даже беспросветно — настроение минорное.

В целом, не смог нас «обрадовать» и директор бистро-пекарни «Провиант» Юрий Чащин.

— Общепиты и все что с ними связано, к примеру, магазин-кулинария, испытывают негатив от падения покупательной способности. Доставка выросла только в сетях ритейлеров. Покупательная способность на товары первой необходимости сейчас выше в разы. Это я знаю от наших крупных сетевиков, таких как Шкуренко, Шадрин, а во всех остальных сегментах готовой еды продажи снизились на 40%. У нас доставка готовой еды тоже снизилась примерно в таких параметрах. И говорить о том, что есть замещение — блеф и дезинформация. Никакого роста ни у кого нет в сфере продажи готовой еды. Причина ясна — сокращение доходов граждан. Все пытаются экономить деньги и покупают товары первой необходимости из супермаркетов. У нас в режиме магазинов работают предприятия под торговой маркой «Провиант», но в силу принятых мер у нас только ежедневные объемы продаж составляют не более 30% от регулярных, то есть не выше трети. Доставка еды на дом данную ситуацию не спасает никак. Работаем только на «минималку» для зарплаты сотрудников, не говоря уже об арендных платежах, выплате процентов банкам и налогах.

— А что насчет ассортимента, он остался тем же?

— Люди покупают наши знаменитые пироги. Можно приобрести около 20-30 позиций готовых пирогов. Также у нас есть кондитерские изделия и наборы готовой еды. Наряду с пирогами люди много покупают хлеба: батонов, багетов и тому подобного. Эти позиции мы усилили, но, к сожалению, это не спасает ситуацию, так как люди покупают товар в шаговой доступности, редко кто приезжает на машине.

Иные же предприниматели ресторанного сегмента быстро адаптировались к нынешним реалиям и стали заниматься доставкой еды, будто так было всегда. Одним из них является семейный ресторан «Где Же Кролик».

Вот что нам рассказал Василий Хомицкий, управляющий этим заведением:

— У нас нет статистики по доставке, как в прежние времена. Раньше не занимались самостоятельной доставкой, а в связи с последними событиями собрали и организовали все, включая сайт для заказов. Все делалось быстро — за пять дней. С нашими ценами, конечно, это не цель — заработать, а только продержаться и помочь нашим работникам. Количество заказов растет каждый день, но пока работаем в минус. Основное в заказах, конечно, мясо и бургеры, неплохо идут супы и салаты.

Ответили БК55 и в ресторане «Скопин». Там сейчас доставка работает по тому же графику, что и заведение до ограничительных мер — с 12-00 и до 22-30.

«80% гостей — наши постоянные посетители, мы их и сейчас не теряем. В основном это люди более взрослые, с чуть более высокими доходами. Средний чек у нас — 1500 — 2000 рублей, можно исходить из этого. Люди со средними доходами тоже себе могут это позволить, даже если не каждый день. Сейчас заказывают доставку, нашу собственную и «Яндекс. Еду». Бесконтактные способ оплаты и доставка. Все меры предосторожности, защита. Заказывают всё, что есть меню, но подсчётов самых популярных блюд в этом смысле мы не вели.
Если в целом оценивать ситуацию — не так уж всё плохо. Понятно, что гостям несколько неудобно, как и всем. В нашем случае больше идут за едой, чем за ресторанной атмосферой, так что голодать никто не хочет», — сообщил представитель заведения.

Что же касается заведений, в которых механизм доставки отработан, что называется, на века, то в ресторане «ШАТО» нам рассказали следующее:

«Ситуация для всех сейчас непростая. Мы держим руку на пульсе, внедряем акции и другие инструменты для работы с клиентами. В плане продаж всё достаточно стабильно, какого-то резкого изменения величины спроса не наблюдаем. Наметилась тенденция на уменьшение среднего чека, возможно, это связано с нашим решением снизить минимальную сумму заказа на доставку в отдалённые районы города. Отдельно стоит отметить героизм рестораторов, которые стараются оперативно организовать доставку. Здорово, что владельцы бизнеса не опускают руки и придумывают ходы для продолжения работы со своими любимыми клиентами», — отметила руководитель отдела маркетинга и PR доставки «Шато» Ксения Иоханцен.

В целом же, среди омичей сейчас актуальны два сценария: некоторые экономят деньги, так как боятся кризиса, иные же смело верят в светлое будущее и заказывают еду с доставкой на дом с завидной регулярностью. Предпринимателю же остается откликаться, проявляя чуткость.

Анна Пацула, Евгений Куприенко