Двойные стандарты, очковтирательство и беспомощность — «фирменный» стиль омского Минсельхоза?
Весна — «жаркая» пора на селе. Подготовка идет полным ходом, в том числе и к посевной. Поинтересовались у омских фермеров: с пробуксовкой или по накатанной?
Итак, как всегда — или как обычно?
Проблема первая — закрытие Калачинской нефтебазы. В сентябре прошлого года сайт БК55 писал о ликвидации Калачинской нефтебазы в разгар уборочной (см. «Американский госдеп опять пытается вставлять палки омским фермерам?»). В облправительстве оперативно отреагировали на эту информацию: губернатор Бурков уговорил руководство «Газпром нефти» отложить закрытие базы на месяц — до завершения основных видов сельскохозяйственных работ уборочной кампании.
Что имеем на сегодняшний день? Базу закрыли, как следствие — вырастут расходы на солярку. Судите сами: или вы брали рядом, под боком, или гонять теперь в город — плюсуй минимум 100 км, а то и больше. Бензовозы у фермеров маленькие, на 4,5-5 тонн, не наездишься. Опять же сколько бензина спалишь — соляра золотой выйдет. Да еще и эти «шалуны» с полосатой палочкой на дороге и эвакуатарами в кустах! Тормозить будут безбожно и помимо денежных поборов будут требовать отлить горючки.
Вот и считай.
Правда, говорят, что будут соляру фермерам привозить по заявкам. Допустим, но… Во-первых, бензовоз большой, на 20 тонн. И если за маленький отдавали 180-200 тысяч рублей, тут надо сразу, как минимум, миллион… Не у каждого фермера найдутся такие средства. Еще момент. Обещают, что доставка будет бесплатной. Но народ о-о-очень сомневается, поскольку знает: бесплатный сыр только …. Вот именно. Скорее всего, транспортные расходы включат в стоимость солярки.
Есть и еще одна проблема — подготовка техники к посевной. Америк не откроем, сказав, что сельхозтехника из Германии, США и Канады гораздо надежнее, долговечнее и производительнее отечественной. Не в обиду нашим производителям, но импортная техника и через 10-15 лет пашет, как новенькая. Но и она ломается, а запчасти дорогие — от 50 тысяч и выше. Это раньше, а теперь доллар скакнул с 62 рублей до 80 — катастрофа!
Ну да, да, народная мудрость гласит: готовь сани с весны, а колёса с осени. Но не у всех есть теплые мастерские и деньги, чтобы готовить технику в ноябре–декабре — от силы у процентов пятнадцати. В основном же начинают такие работы в марте, когда потеплеет. А тут такой «подарок судьбы» — скачок доллара на фоне короновируса! Если учесть, что запчасти идут от 30 до 45 дней, то совсем беда. Опять же поставщики ждут, когда «устаканятся» цены, а фермеры …. охо-хо, тоже вынуждены ждать — у «моря погоды»: как — а главное когда — они смогут приступить к работе.
Но, как считает известный фермер Геннадий Руль, главная проблема не в солярке и запчастях — работать некому, специалистов ноль дым.
Как он рассказал, в Калачинске есть аграрно-технический техникум, штат преподавателей с приличной зарплатой, свои корпуса. И сайт техникума обещает качественно подготовленных, квалифицированных специалистов. Но убедиться в этом весьма и весьма проблематично: львиная доля учащихся после окончания техникума уходит работать куда угодно, но только не по специальности. Например, в Воскресенском сельском поселении, где более 10 фермерских хозяйств, обрабатывающих около 30 тысяч гектаров пахотной земли, их видом не видели и слыхом не слышали. И сколько таких хозяйств по области?
Что же касается тех немногих выпускников, кто всё-таки решился работать на селе, тут другая проблема: они, в основном, не располагают навыками обращения с современной техникой — в техникуме её просто нет. Вернее, есть четыре «убитых» американских комбайна фирмы «Кейс», более 20 лет назад подаренных еще экс-губернатором Леонидом Полежаевым. Но они не в рабочем состоянии. На ремонт каждого нужно около полутора миллионов рублей.
Для минсельхоза 1.5 млн. это, конечно же, не деньги. Могли бы запросто изыскать… И, пожалуйста, учитесь, детки, нарабатывайте практику на крутых «Кейсах». Нет! Комбайны, между прочим, для сельского техникума уникальные, ржавеют «лежа на боку»… А все эти бесчисленные начальники районного и областного масштаба, погрязшие в очковтирательстве и приписках, без стыда и совести демонстрируют учащимся не просто двойные стандарты, но и собственную Бесхозяйственность, Безответственность и Беспомощность!
Стоит ли удивляться, что бюджеты на обучение осваиваются, а специалистов, готовых работать в фермерских хозяйствах как не было, так и нет? Не зря же в народе этот техникум называют «шарагой».
Уместно напомнить, что Геннадий Руль уже поднимал тему о катастрофической нехватке специалистов два года назад, во время визита губернатора в Калачинск. Александр Бурков счел тогда этот вопрос важным, поэтому и попросил Минсельхоз разобраться и ответить по-существу… В письменном виде.
Увы, как говорится, «ни ответу, ни привету»… И это что, стиль работы нынешнего сельского аграрного ведомства во главе с Николаем Дрофой?
Что добавить к вышеизложенному?
Пора! Пора начать шевелиться и принимать действенные меры, а не бумажные планы. Или господа в высоких кабинетах не понимают, что красивыми словами и «гладкими» отчетами сыт не будешь? Что мы медленно, но верно идем к тому, что скоро работать на селе станет НЕ-КО-МУ! Совсем. А кушать-то хочется всегда.
Даже господам чиновникам.
Ульяна Нескорова