БК55 продолжает публикацию материалов из ежегодного спецпроекта журнала «Бизнес-Курс» «100 выдающихся женщин Омска».

Успешная гонщица уже 15 лет строит бизнес, помогая омичам избегать риска на дорогах. Она рассказала «Бизнес курсу», каково ощущать себя единственной женщиной-инструктором по контраварийному вождению.

 

— Наверняка многие, узнав о вашей профессии и роде деятельности, удивляются. Вы себя при этом чувствуете этаким борцом с предрассудками?

— Я начинала ездить еще в далекие восьмидесятые, когда девушек за рулем у нас практически не было. А если кто-то и был, то гораздо старше меня и чаще всего они работали в такси.
Права получила, когда окончила 10 классов, и так получалось, что в учебном комбинате на автоделе я была единственной девушкой. 

Увлеклась автомобильным спортом, вышла замуж, и 15 лет мы вместе с мужем профессионально занимались авторалли. Этапы соревнований проходили по всей стране и за ее пределами — в Казахстане, Прибалтике, Туркменистане и многих других странах.

Увлечение автомобильным спортом и накопленный на автомобильных соревнованиях опыт меня, юриста по образованию, привел к смене профессии. Мы с мужем приняли решение получить профильное образование на кафедре «Экстремальных видов спорта» в Москве под руководством Сергея Цыганкова (прим. — руководитель столичного «Центра Высшего водительского мастерства», автор методики контраварийного управления автомобилем). По окончании учебы, получив дипломы преподавателей, в марте 2006 года открыли в Омске «Центр высшего водительского мастерства». По сегодняшний день работаем по данной методике.

— А есть еще женщины-инструкторы контраварийного вождения в г. Омске?

— Других женщин-инструкторов в Сибирском Федеральном округе нет. А в Питере есть Людмила Белолипская — инструктор контраварийного вождения. Она также раньше занималась автомобильным спортом.

— А в целом как относитесь к ограничениям для женщин?

— Я считаю, что сейчас нет ограничений для женщин. Посмотрите на количество женщин-водителей на дороге. Скоро будет соотношение 60/40 в пользу женщин-водителей.

— Расскажите о первых впечатлениях от нахождения за рулем. Что именно вас подтолкнуло к такому выбору?

— Точно знаю, что с детского сада играла с машинками. У меня была только одна кукла, такую надо было водить за руку. Зато у нас были такие игрушечные самосвалы железные. Мальчишек нельзя было от них оторвать, а когда они уходили кушать, наступало мое время: я могла поиграть с этими чудесными машинами.
Благодаря учебе в учебном комбинате я рано — в 16 лет — села за руль.

Я очень хорошо училась, с одной четверкой закончила школу. И машину тогда уже знала наизусть. В Павлодаре попала в секцию автоспорта, была очень сильная команда раллистов. Именно там я познакомилась с этим удивительным видом спорта. В Омске тогда этого не было, да и до сих пор его нет. Кроме ралли я принимала участие в трековых гонках. Неоднократно была в призерах.

Хотелось бы вернуться, но автомобильный спорт сегодня настолько финансово затратен, что без сильной спонсорской поддержки это невозможно осуществить. Но есть надежда, что появится заинтересованный человек или организация, увлеченные автомобильным спортом, которые оценят мои прежние спортивные достижения и приобретенный опыт и помогут мне вернуться в автоспорт.

— Поддержку со стороны родных всегда чувствовали?

— Конечно! Супруг всегда меня поддерживал. А также сын — ему сейчас 31 год. Он отучился в Москве на кафедре экстремальных видов спорта, у него в Москве своя школа контраварийного вождения.
Больше всего сейчас радеем за ралли «Надежда». Очень хотелось бы, чтобы оно у нас было, потому что столичное, которому уже больше 25 лет, туда только до Урала едут машинки. А все, кто дальше, уже не доезжают, все-таки очень далеко. Хотелось бы именно в Омске для людей с ограниченными возможностями что-то доброе делать. Надеюсь, что ребята из Тюмени, из Кемерово, из Барнаула подтянутся. Ребята из соседних регионов Казахстана поддерживают. Когда нишу свою займем, можно будет говорить о дальнейшем развитии.

— Насколько вам важно оказаться первой и единственной?

— Мне посчастливилось заниматься тем видом спорта, в котором возраст не играет решающего значения. Только опыт и мастерство. Последний яркий пример: Сергей Успенский. В 61 год он стал абсолютным победителем Чемпионата России по ралли. Мне еще до его возраста далеко и все может быть. Но и желание быть первой никто не отменяет. В моей жизни все ровно, отлажено. Я очень рада, что сложилась хорошая семья, мы растим дочку, которой 10 лет, занимаемся с мужем любимым делом и это нам очень нравится.

— Кто он, ваш клиент? Кто чаще обращается за помощью, мужчины или женщины?

— Конечно, женщины, они более ответственны, но бывают такие курьезные случаи: мужчина приводит женщину и говорит: «Научите! Нервов больше нет».

Начинаем с ней работать: 5 дней по три часа теоретической и тренажерной подготовки в классе. Затем 15 часов автодромной подготовки. Зимой занятия идут на ледовой площадке. И женщина, которая даже до автодрома сама не могла доехать, ее привозил муж, спокойно выезжает в город. Видя конечный результат обучения, как правило, ее муж тоже приходит к нам обучаться.
Идут и по сарафанному радио. Уже, бывает, и детей приводят своих и даже внуков.

В процессе занятий очень важен психологический фон. И даже если не делить водителей на «мужчин» и «женщин» — есть мужская и женская логика. Мне проще понять женщину и наладить с ней контакт: успокоить, подбодрить, постараться доступно объяснить наиболее сложные моменты методики.

Помимо обучения мы с мужем ведем большую социальную работу. Организуем и проводим любительские соревнования по автоспорту: ралли 3-й категории, спринты и фигурное вождение автомобиля. Фактически, все, что было и есть раллийного в Омске: чемпионаты «Омичка», «Омичка+омич», «Омск», «Надежда» — это все мы. По 30-40 машин удается собирать. Сейчас мы проводим ралли для людей с ограниченными возможностями «Надежда». Второй год за него боремся, развиваем.

Соревнования — это логическое завершение учебного процесса. Навыки, приобретенные в классе и отработанные на автодроме, применяются и шлифуются в реальной дорожной обстановке.

— Вы учите, как минимизировать риски на дорогах. Насколько вы азартны и склонны рисковать?

— Думаю, мало кто поспорит, что автоспорт среди самых опасных, в лидерах. Но у меня с завидной регулярностью возникает желание вернуться. Например, в 2014 году мы проводили ралли, я села на «пятнашку». В общем-то, просто захотелось покататься, а приехала первая! А там ведь было 26 машин, все иномарки. В районе Ростовки тогда строили трассу, приезжал наблюдатель из федерации и признал ее среди лучших по стране. Было очень приятно, ведь мы сами ее построили.

Если есть возможность, я принимаю участие в автоспортивных соревнованиях и сейчас. Например, в 2014 году на Открытом Чемпионате Омской области по ралли я заняла 1 место среди 26 участников. В районе Ростовки была проложена раллийная трасса повышенной сложности, которая была признана Автомобильной Федерацией России одной из лучших в своем классе. На постройку этой трассы у нас ушло 7 лет. Увы,  хозяину земли хватило одного месяца, чтобы ее уничтожить и сделать невозможным проведение Чемпионата Омской области по ралли на ближайшие 6 лет и тем самым лишить омичей возможности заниматься этим, бесспорно, увлекательным и полезным видом спорта. В настоящее время мы ищем место под новую трассу с условием закрепления за ней статуса спортобъекта.

Много лет я была и руководителем гонки, и судила. Свою жизнь без гонок уже не представляю, поэтому как такового риска не ощущаю. Даже при том, что в ралли 3-й категории не требуются шлем и экипировка, в регламенте нашей гонки прописано обязательное наличие шлема — безопасность превыше всего.

— А как насчет творческого компонента, он присутствует?

— Конечно присутствует, ведь шаблонно преподавать никогда не получается. К любому клиенту нужно прежде всего найти подход. Люди приходят с разным стажем. Например, корпоративно обучаем клиентов, у которых может быть и 20 и 30 лет стажа. У них формируется отношение «Ну и что вы тут нам сейчас расскажете?» Мы знаем, как с такими людьми работать, чтобы донести до них новые знания и умения. 

— И все же, оставляя спорт ради преподавательской работы, чувствовали, что идете на какие-то жертвы?

— Что ж, жертвы были и вот какого плана: когда решили, что в Омске будем открывать Центр высшего водительского мастерства и вести обучение по контраварийной методике, поехали к ее разработчику Э. С. Цыганкову, чтобы поучиться и получить право открыть филиал. Думали, такие умные, тем более, что он нас знал лично лет с десяток — гонялись в прошлом. А он сказал: «Нет ребята, вы как и все садитесь за парту и базовый курс проходите. И только тогда будем говорить по поводу создания филиала в Омске».

Все этапы обучения мы прошли. В итоге спустя 1 год и 8 месяцев мы получили преподавательские сертификаты. В обучение и открытие филиала были вложены личные средства, которые можно было направить, например, на строительство своего дома. Долгое время ездили на «девятке», так как было финансово тяжело, года 4. Зато теперь мы являемся официальным филиалом ЦВВМ и имеем право преподавать по 6 программам контраварийной методики. Кстати, это единственная в России методика, признанная Министерством образования!

Муж часто мне говорил тогда, что эти курсы как чемодан без ручки — и нести тяжело, и выбросить жалко. Всякие кризисы переживали, и подъемы, и падения. Бывало, что 3-4 месяца могли пару человек обучать. Но никогда не отказывались — пришло к нам 3 человека, их и будем учить. Да, хочется, чтобы все парты были заняты, но дорого и то, что есть. Не только в начале, но и до сих пор приходится чем-то жертвовать.

Периодически муж говорит: «Надоел мне этот автоклуб, закрыть надо», а дочка 10-летняя сидит и говорит: «Не-не-не, я вырасту и буду руководить», поэтому у нас есть для кого работать! (смеется)

— Успешная женщина — кто это для вас? Есть ли у вас пример для подражания?

— Знаете, никогда никакой иконы для себя не искала. Наверное, должно быть материальное и моральное удовлетворение. Причем все должно быть в гармонии: если что-то будет превышать, то «успех» уже не сложится.

— Народная мудрость гласит: «Занимайся тем, что тебе дорого, и ты никогда не будешь работать»…

— Когда ты занимаешься любимой работой — это ближе к творчеству и никогда не станет тебе в тягость. Слава богу, за 15 лет у нас не было ни одного ЧП во время занятий при том, что мы принимаем на себя, подписывая договор с заказчиком, ответственность за целостность автомобиля. Значит, методика очень хорошо работает на безопасность.

— Как вы оцениваете свой вклад в безопасность на омских дорогах?

— Да, мы, безусловно, помогаем людям и не попадать в аварии, и выходить из сложных ситуаций.
В подтверждение этому у нас практически постоянная обратная связь с учениками, которые часто делятся с нами примерами, когда пройденные курсы и полученный навык помогли им выйти из сложных «дорожных» ситуаций. Отзывы людей для нас бесценны!

— Есть ли у вас какие-то традиции, связанные с Международным женским днем?

— Знаете, у нас, как правило, к 8 марта приурочены соревнования для представительниц прекрасного пола. Уже много лет проводим «Фигурное вождение для женщин» в этот день.
Для людей устраиваем праздник, они интересуются, приезжают, соревнуются. Таким образом, наша работа в такие моменты — устраивать праздник прежде всего для людей.

— Что пожелаете омичкам?

— Традиционно. Ни гвоздя, ни жезла! А все остальное пусть им пожелает и подарит любимый мужчина.

Текст: Евгений Куприенко

Весь проект «Выдающиеся женщины» читайте в журнале «Бизнес-курс» № 3-4 от 26.02.2020