На днях довелось побывать в Томске по работе. Раньше я там бывал, но давненько, так что с одной стороны с городом знаком, с другой стороны впечатления свежие. Может те, кто знает Томск лучше, не во всём со мной согласятся. Но часто впечатления стороннего наблюдателя бывают более точными, чем привычный взгляд.
Сразу скажу, в новых районах я не был. Меня интересовал старый город. В отличие от Омска он не подвергся тотальному уничтожению. В этой части сохранилась историческая застройка, а не отдельные здания, как в Омске. Причём эта застройка целостная, добротная, качественная. Поэтому и отдельные вкрапления новых зданий её не портят. Видимо у томских архитекторов больше вкуса, такта и любви к своему городу.
Они не страдают гигантоманией.
В историческом центре я не видел ни одного высотного дома. Все новостройки соответствуют масштабу, формам и архитектуре исторической застройки. При этом они не являются откровенной стилизацией, подделкой. Они вполне современны, но не разрушают историческую среду. Оппоненты скажут, что это провинциальный подход.
Но в Томске не стесняются провинциальности, ценят свою историю и сохраняют её.
В исторической застройке Томска особая роль принадлежит деревянному зодчеству. Для томичей это бренд, предмет гордости.
Оно приобрело там мифологичность и сакральность, то есть стало неотъемлемой частью общественного сознания.
Справедливости ради надо сказать, что Томску в каком-то смысле больше повезло. Он намного старше (основан в 1604 году) и меньше Омска (около 600 тысяч человек). Он стоит в стороне от магистральных путей (в Томск идёт тупиковая ветка Транссиба). Но есть ещё одно важное отличие — Томск изначально был купеческим и ремесленным городом, в отличие от военно-чиновничьего Омска.
И это во многом повлияло на будущее сознание горожан.
Кто такие купцы и мастеровые — это люди, которые, никого не спрашивая, делают что хотят и зарабатывают сколько смогут. При этом они ничего не просят и им не на кого обижаться. А военные и чиновники делают что прикажут, и получают денежное довольствие, сколько дадут. Военные, как люди чести, этим довольствуются, а чиновники до того, сколько хочется, добирают взятками.
Купцы — люди свободные. Они не привыкли никого ущемлять и себя ущемлять не позволят. Чиновники привыкли подчиняться и от других требовать подчинения, вплоть до произвола.
СпрОсите, к чему эти рассуждения, и насколько они обоснованы.
Я пришёл к таким выводам, когда увидел, что в здании администрации города Томска на первом этаже находятся магазины, кафе и т. д., и возле него нет никакой служебной парковки со шлагбаумом. Зато в сквере, прямо под окнами администрации, сооружён ледовый городок, какой Омску и не снился. В частности, там проходит конкурс ледяных скульптур, которые выполнены в тончайшей технике, с высочайшим мастерством и глубоким смыслом, как будто они не растают весной, а будут стоять вечно. Причём скульпторы делали их за свой счёт, а премию из бюджета получат только победители. Скульптуры в свободном доступе, и ни у одной даже пальчик не отломан. Тут же каток с тёплой раздевалкой, чаем, прокатом коньков, и залит он прямо посреди дороги.
Здесь же горки, световые скульптуры и всякие забавы.
Ещё обратил внимание на одну «мелочь» — все пешеходные переходы сопровождаются голосовым сигналом: «Переход через улицу такую-то разрешён».
Вообще о транспорте можно сказать отдельно. В Томске сохранилась историческая уличная сеть. Улицы существенно не расширяли, соответственно на них сохранилась историческая застройка. Но их и не ликвидировали. Параллельно главным магистралям идёт несколько дублёров, поэтому улицы справляются. Пробок в Томске я не видел. По главным улицам ходят трамваи и вполне мирно соседствуют с автотранспортом. Хотя большинство путей проложено отдельно от автодорог.
В Томске значительно больше новых трамваев, чем в Омске. А троллейбусы ВСЕ только новые, каких в Омске нет вообще. Автобусы в основном пазики, но идут они почти непрерывной вереницей. Маршруток нет вообще.
На месте основания Томска — Воскресенской горе — реконструирован фрагмент острога. Сделано это классно. На гору ведёт крутой взвоз, мощёный брусчаткой.
Конечно есть и свои проблемы. Есть заброшенные здания, ветшают деревянные памятники. Хотя в Томске много и, как правило, качественно реставрируют, но до всего сразу руки не доходят. Но я обратил внимание, что какими бы ни были деревянные дома, я не встретил в исторической части ни одного, обшитого сайдингом со снятыми наличниками.
Для меня обшивка дома сайдингом — свидетельство презрения его владельцев прежде всего к самим себе. В Томске люди уважают себя, свой город, свою историю, поэтому до сайдинга не опускаются.
Томск сохраняет своё лицо, своё своеобразие, свои традиции, сохраняет дух свободных людей, которые сами строят свою жизнь. Так что путешествовать полезно, причём не по заграницам, там любые сравнения некорректны. Лучше ездить по сибирским городам, где условия такие же, как у нас, а жизнь отличается.
Тогда можно по-другому взглянуть и на свой город, чему-то научиться.