Об итогах прошедшего года и нерешенных проблемах говорит Председатель Совета СРО «Омские перевозчики».
— Все партнеры СРО «Омские перевозчики» (на сегодня в эту саморегулируемую организацию входят более 30 индивидуальных предпринимателей) с января 2019 года совместно с Департаментом транспорта города полностью внедрили безналичную оплату проезда в городском общественном транспорте.
Не все было «гладко», но внедрение новых технологий (в том числе и в систему оплаты проезда) — это и веление времени, и удобство для пассажиров. Сегодня на маршрутах, входящих в СРО «Омские перевозчики», пассажиры имеют возможность расплатиться за проезд как электронной картой «Омка», так и банковской картой, и через смартфон. Единичные сбои в безналичных расчетах еще иногда встречаются, но это уже не «нежелание водителей», с которыми мы весь год вели разъяснительную работу. Чаще всего, причины в технических сбоях, которые, к сожалению, случаются.
Что в итоге? Есть плюсы: наш бизнес стал более прозрачным: отпали все сомнения в том, что перевозчики регулярно и своевременно платят налоги. Меньше стало злоупотребелений наличными деньгами со стороны водителей, а предприниматели могут оперативнее распоряжаться средствами на своем счету.
Но есть и минусы. Деньги за проезд мы получаем на расчетный счет, за минусом услуг за банковский эквайринг (стоимость которых доходит до трех процентов). Оплата наших расходов (ГСМ, запчасти, ремонт) по безналичному расчету получается дороже, чем за наличный расчет. Все это снижает и без того небольшую маржу в этом секторе бизнеса. Еще одна проблема, это задержка по времени денежной компенсации за перевозку пассажиров, имеющих льготы за проезд в общественном транспорте.
Понимаю, что в этом плане нужен «учет и контроль», но срок до 30 дней — это очень долгий срок на современном этапе развития техники. Если бы удалось сократить этот срок хотя бы в половину, уже было бы хорошо.
Давно назрел вопрос и по оплате за перевозку федеральных льготников. Сегодня за них нам платят всего 18 руб., в то время как муниципальным перевозчикам за ту же услугу выплачивают из бюджета почти 40 рублей. Это разве справедливо? Такие двойные стандарты создают неравные конкурентные условия для перевозчиков разной формы собственности (частной и муниципальной). Надеюсь, в этом году данная проблема будет решена.
Что касается стоимости проезда в наступившем году, то СРО «Омские перевозчики» всегда подходят к решению этого вопроса объективно и взвешенно. В части регулируемых перевозок в начале года предприниматели, которые работают в этом секторе перевозок, на 2020 год защитили тарифы на перевозку пассажиров. В части НЕрегулируемых перевозок стоимость проезда определяет рынок.
На сегодняшний день (для обычной категории граждан) это 30 рублей, за наличный расчет и 25 рублей — по безналичному расчету.
Кстати, в этом «двойственном» подходе как раз и заложен скрытый конфликт: если бы стоимость за проезд была одинаковой, не было бы столько напряженных ситуаций между водителями и пассажирами. Объективно, учитывая все экономические затраты, стоимость проезда сегодня составляет 30 рублей. И все участники рынка это признают. И почему за безналичный расчет эта же услуга может стоить на пять рублей дешевле — не совсем понятно. Зайдите в любой магазин: стоимость товара там не зависит от формы оплаты. Чаще бывает как раз наоборот: за наличный расчет стоимость услуги может снижаться, но никак не повышаться.
Думаю, регулятору рынка перевозок стоит об этом подумать.
Ну и еще немного о предстоящих событиях. В этом году пока непонятно, какова будет стоимость топлива. В июне 2020 года на все автобусы должны быть установлены тахографы. А это не только дополнительные затраты на приобретение и установку (а средства не малые — от 30 до 40 тысяч рублей на один автобус, плюс обслуживание и т. д.), но и увеличение штата водителей.
Поэтому вопрос с ценой на перевозку пассажиров в новом году пока остается открытым.