Строительство аэропорта довольно дорогое удовольствие и поэтому должны быть весьма веские основания для того, чтобы решиться на такой шаг.

Аэропорт по сути является предприятием, которое обслуживает пассажиро-грузовые потоки. Если этих потоков нет, то и необходимости в аэропортах нет.

Например в Якутии, с населением меньше, чем в городе Омске, 6 действующих аэропортов с взлётно-посадочными полосами длиннее, чем на Омске-Центральном. Аэропорты Якутии по тем или иным причинам востребованы, через них проходят пассажиро — грузопотоки, которые нуждаются в авиаобслуживании, и существование аэропортов оправдано. Омский аэропорт был одним из первых на Урале и в Сибири. Перевозки авиацией пассажиров и грузов в те времена уже начинали приобретать важное значение для государства в целом. Поэтому выбор Омска в качестве одного из первых городов в регионе Урала и Сибири, оснащённых аэропортом, не случаен и носит важное народно-хозяйственное значение. В те времена Омск определили как некий «Центровой» город в регионе.

Именно география, местоположение определили такой статус города Омска. Впоследствии этот тезис подтвердили военные, построив в Омске аэропорт Омск-Северный — Омск. Свой статус «Центрового» необходимо постоянно подтверждать своими активными действиями и продуманной политикой по отношению к Внешнему Миру.

Омск-Центральный, при условии нацеленности города Омска на развитие (можно даже сказать — на Бурное Развитие), без сомнения должен быть вынесен за пределы городской черты. Тот потенциал, которым располагает сегодняшний Омск-Центральный, с учётом разного рода требований и ограничений, которые есть сейчас и которые появятся в недалёком будущем, рано или поздно войдут в конфликт с возникающими потребностями развития Омска.

Строительство аэропорта довольно дорогое удовольствие и поэтому должны быть весьма веские основания для того, чтобы решиться на такой шаг. В противном случае, если нет реальной (не имитационной) нацеленности на Развитие, проще и дешевле всё оставить как есть.

ПОЧЕМУ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ?

Тему аэропорта «Омск-Фёдоровка», как преемника аэропорта «Омск-Центральный», не удалось реализовать, потому что не был учтён (неправильно учтён) такой параметр, как Соразмерность. Другими словами — реанимированная тема аэропорта «Омск-Фёдоровка», уже в постсоветском пространстве, была заявлена как проект субъекта Федерации (Омской области) для решения каких-то задач именно города Омска и Омской области, что являлось концептуальной ошибкой.

Реализация темы «аэропорт-Фёдоровка» предполагает более амбициозный уровень, например, уровень международного авиационного транспортного узла в рамках более масштабной темы «Международный Мультимодальный транспортный Узел» в Омской области. На том уровне, на котором происходила реализация проекта аэропорта «Омск-Фёдоровка», не могло быть частного инвестора, так как на тот момент было непонятно — каким образом будут возвращаться инвестиции. Можно было включить строительство аэропорта «Омск-Фёдоровка» в какую-то федеральную программу и получить финансирование из федерального бюджета, что в общем-то и произошло. Но случился кризис — Финансирование прекратилось — тема заморозилась. И не смотря на то, что аэропорт «Омск-Фёдоровка» был включён на федеральном уровне в трансконтинентальный транспортный коридор, он по сути являлся аэропортом уровня субъекта Федерации. Поэтому, при возникновении трудностей с финансированием, аэропорт «Омск-Фёдоровка» был просто исключён из проекта транспортного коридора.

Вместе с продвижением проекта аэропорт «Омск-Фёдоровка» никто параллельно не занимался проектами, формирующими пассажиро- и грузовые потоки через город Омск. Растущие пассажиро- грузовые потоки способствуют увеличению инвестиционной привлекательности Омской области и, как частный случай, инвестиционной привлекательности аэропорта «Омск-Фёдоровка», что в свою очередь уменьшает финансовую зависимость проекта от федеральных властей.

ВСЁ ЛИ ПОТЕРЯНО ДЛЯ ОМСКА?

Местоположение города Омска за последние 20 лет не изменилось. Объективная часть потенциала никуда не делась. Вопрос развития темы аэропорт «Омск-Фёдоровка» полностью зависит от следующего — Сможет ли Омск включить себя в логистические и производственные схемы федерального и международного уровня?

Есть пассивный вариант развития темы — убедить на федеральном уровне в необходимости строительства аэропорта «Омск-Фёдоровка», получить гарантии на финансирование. В этом случае, по крайней мере, на этапе строительства может появиться частный инвестор, а дальше будь что будет: аэропорт введут в эксплуатацию, — сможет он оправдать вложенные в него инвестиции или нет? Основной заработок инвестор более-менее гарантировано получит на этапе строительства.

Есть активный вариант развития темы — провести аналитику федеральных и международных грузопотоков, с целью выявления из существующих схем движения грузов те схемы, которые стали бы более эффективными, если часть логистических и производственных операций осуществлять в городе Омске. Провести работу с участниками выявленных схем — предложить им включиться в новые схемы, показав, какую выгоду они при этом могут получить. В этом случае появится множество причин для размещения инвестиций в Омскую область, соответственно увеличится, в том числе, пассажиропоток — аэропорт «Омск-Фёдоровка» станет коммерчески интересен.

Определённый инвестиционный интерес могут проявить к Омской области — при активной позиции региональной Власти — такие страны, как Германия, Китай, страны Центральной Азии и другие.

При активной позиции региональной власти, которая должна проявить мудрость в вопросе места Омской области в России и в Мире, появится частный инвестор на аэропорт «Омск-Фёдоровка», так как будет понятно, каким образом будут возвращаться инвестиции. Я предлагаю второй вариант! Ну, а если, к слову, мне предложат реализовать этот проект, соглашусь без сомнения!

Продолжение — в следующей статье