Областной министр сельского хозяйства оценил пользу от недавно завершившегося в Омске форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана — с точки зрения аграриев.

— Согласно поручениям, которые озвучили на форуме, они актуальны и для АПК, это сегодня увеличение проходимости пограничных постов, чтобы там не было задержек. Прорабатывается вопрос увеличения проезжей части дорог. Также — возможность использования Иртыша как транспортной артерии более широко, возможность восстановления железной дороги. Это и польза для туризма, и для грузоперевозок. В основном сейчас туда грузы везут по автодорогам, это усиливает износ, если будет восстановлена железная — нагрузка на автомобильные дороги и пограничные посты соответственно снизится.

В рамках форума с представителями Казахстана мы отработали и по машиностроению: им очень интересно наше сельскохозяйственное машиностроение, потому что сегодня производимые у нас в регионе машины очень востребованы в Северном Казахстане. Там сегодня занимаются зерном. Спрос на почвообрабатывающую технику, посевные комплексы, зерноочистительные машины. В Петропавловске сейчас создана свободная экономическая зона, руководители этого региона посетили наши предприятия с предложением о создании сборочных производств у них. Производство сеялок «Омичка» — это «Сибзавод-Агро», поэтому мы надеемся, что будет расширяться география нашего машиностроения, в том числе в рамках поддержки от прошедшего форума.

Ну и ещё рассматривалось на форуме такое направление, как кадровая политика, сегодня у нас учится очень много граждан Казахстана, для нас это, конечно, и нагрузка, и те кадры, часть которых остаётся у нас в регионе, работают в нашей сфере, становятся гражданами России.

Плюс работа с наукой — это основное, наверное. И ОмГАУ, и Аграрный научный центр очень хорошо работают в семеноводческом направлении и сегодня ряд наших сортов широко используется в Казахстане. Задача — чтобы Госсорткомиссия Казахстана, испытывая наши сорта, их там районировала и дальше продвигала. Мы заинтересованы, чтобы география наших сортов всё больше была на территории соседнего государства.

В рамках форума также обсуждался вопрос о понижении тарифов на перевозку омского зерна по железным дорогам Казахстана, сегодня мы заинтересованы использовать их до южных границ, где можно выйти на экспорт: в Узбекистан, Афганистан, другие страны, которые нам позволили бы открыть эти направления. Над этим мы работаем, «Зерно Сибири» уже отправило первую партию зерна водным транспортом в Павлодар, и дальше там отрабатывается вся логистика.

Но сегодня Казахстан нам привлекателен тем, что его ценовая политика внутри государства для нас приоритетнее. Сегодня цены на его юге и востоке, экспортные цены, учитывая нашу логистику, в приоритете, выгодны. Поэтому если всё это будет дальше выстаиваться — конечно, наша задача — привлечь деньги для развития в регион. Путём экспорта. Потому что мы в полном объёме сейчас можем обеспечить продовольствием себя.

Нужно в полной мере работать над рынками.