Для некоторых представителей российской элиты сужаются возможности поездок по миру. Таких людей мало, но их число растет.

Обычно клиенты Аннетт Лофтус, владелицы московского турагентства люкс-класса, заказывают турниры по гольфу на Северном полюсе, джип-сафари по солончакам Боливии. Но вот однажды некий человек попросил организовать для своего начальника, не называя его имени, «отдых в стране, не входящей в Интерпол». В тот раз Лофтус отказала. Как она пояснила, во-первых, стран, не входящих в Интерпол, очень мало и «ни в одну из них мне неохота организовывать поездки». Во-вторых, ее смутила моральная сторона.

Как бы то ни было, в последнее время у Лофтус прибавилось клиентов с «юрисдикционными проблемами», как она сама выражается. Как тут не вспомнить о «Законе Магнитского» в США и вероятности принятия подобных санкций в ЕС.

Между тем в России не так уж много мест, пригодных для отдыха люкс-класса. «У нас нет ничего подобного Куршевелю или Сейшелам. Единственная альтернатива - Сочи и Черноморское побережье, - заметила редактор журнала «Сноб» Ксения Соколова. - Мне кажется, российское правительство развивает Сочи в том числе потому, что вскоре очень многие люди окажутся в ситуации, когда им больше некуда ехать».

Путин и Медведев часто фотографируются на отдыхе в Сочи. «Это патриотический вариант отпуска. Где бы ни находился Путин, это место становится модным», - заметила Соколова.

Алимжан Тохтахунов по кличке Тайванчик, любитель Сочи, купил в Красной Поляне квартиру. Он скрывается от ордера на арест, выданного в США по обвинениям в том, что в 2002 году он подкупил судей на Олимпиаде. В интервью российскому GQ Тохтахунов сказал, что в Сочи очень красиво, но там невозможно хорошо пообедать.

Ограничения на передвижения теперь связаны не только с проблемами юридически-правового толка в странах Запада, но и с политикой самого Кремля: военные и технический персонал, имеющие доступ к гостайнам, в большинстве своем не имеют права выезжать за границу. С 2009 года высокопоставленные сотрудники спецслужб обязаны запрашивать специальное разрешение на зарубежные поездки.

В последнее время Путин разъяснил, что и высокопоставленным чиновникам следует проводить больше времени на родине. Когда отношения с Западом испортились после возвращения Путина к власти и принятия «Закона Магнитского», Кремль внес в госполитику нотки ксенофобии. Некоторые депутаты-единороссы готовят закон о том, что парламентарии смогут выезжать за границу лишь с разрешения спикера.

Факт тот, что, по словам Лофтус, большие компании россиян все чаще предпочитают отдыхать в России: кататься на снегоходах по Байкалу или осматривать вулканы Камчатки.

Чарльз Кловер