В понедельник на половине омских пабликов появились фотографии густого черного дыма над северо-западным промузлом.
В течение дня мы собирали осколки информации. Сразу стало известно, что на заводе «Полиом» случилась какая-то нештатная ситуация, но что это — никто не знал.
К вечеру понедельника сотрудники минприроды начали обзванивать тех, кто был на «круглом столе» 3 сентября, когда губернатор дал поручение включать общественников в мероприятия, проходящие в рамках экодоговоров, заключенных с предприятиями Омска. Откликнулись на приглашение только я и руководитель проекта «ДЫШИ!» Вячеслав Бурнусов. Остальные не смогли резко поменять свои планы.
Во вторник в обед мы были на заводе. Нас уже ждало все его руководство. Люди они оказались на удивление открытые, честно рассказали, что произошло.
Кстати, в минприроде отмечают, что «Полиом» — одно из немногих предприятий, чье руководство, если случается какая-то нештатная ситуация, само первое звонит и сообщает о ней в министерство. Но… Без идеи Александра Леонидовича Буркова задействовать общественников в выездах минприроды мы никогда не попали бы на «Полиом». Поэтому было по-настоящему интересно.
Теперь о том, что удалось выяснить. В понедельник прекратилось питание одного из насосов. Система безопасности на таких заводах, как «Полиом», автоматическая. Автоматика перебросила все сырье из колоны разделения на факел. За очень короткий срок было сожжено больше 20 тонн газа. Пиковая нагрузка на факел доходила до 6 тонн в час. Однако по техническим характеристикам бездымное горение факела (при котором он выгорает полностью, разделяясь на воду и углекислый газ) возможно при нагрузке менее 600 килограммов в час.
При большей нагрузке пламени не хватает кислорода. Часть газа не сгорала полностью, а превращалась в сажу из углеводородных соединений.
Высота «точки рассеивания» факела — 86 метров. С учетом направления ветра, сначала сажа выпадала над Амуром, потом — над поселком Омским. Сажа не ядовита, это примерно то черное, что налипает на дно посуды, если у вас очень старая газовая плита. Любая ТЭЦ в штатном режиме выбрасывает гораздо больше сажи, правда, на большей высоте. Но в воздухе она, как любая взвесь, зола или пыль, ни разу не полезна.
Причины отсутствия подачи питания на насос еще только устанавливались. Однако тут не то, что «где-то выбило предохранитель». Во вторник завод стоял. По моим прикидкам, в простои он теряет от полутора до двух миллионов рублей в час. Так что все достаточно серьезно. Пока версия одна: в сентябре завод останавливался на плановый ремонт, и это, видимо, вызвало какие-то непредвиденные эффекты.
После разговора с руководителями нам устроили экскурсию по заводу. Факел уже погас — тот газ, который на момент срабатывания автоматики был в колоне разделения, уже выгорел. Сам завод — маленький. Территория всего — километр на 400 метров. По сути, весь он — это одна установка, разделенная на две очереди, с расположенными вокруг нее ремонтными и обслуживающими цехами. Везде очень чисто. В целом все выглядит очень ухоженным.
Теперь о выводах.
Первое. Сам завод новый. Если заниматься развитием, то он может и, скорее всего, будет соответствовать европейским экологическим стандартам. Такая уверенность есть потому, что все оборудование на заводе либо из Нидерландов, либо из Норвегии. Я думаю, владельцы завода найдут деньги на проведение такого развития. Однако пока риск таких вот нештатных ситуаций сохраняется.
Второе. То, что образуется при неполном сгорании газа, конечно, не какой-нибудь хлорид или формальдегид, но тоже ничего приятного. Дымить над «Полиомом» начало рано утром в понедельник, но никакой толковой информации для населения не было. В соцсетях вообще высказывали панические версии. Люди не знали, что происходит, чего бояться и как себя в таких ситуациях вести.
Министерству природных ресурсов нужно бы подумать о создании системы оперативного оповещения населения о том, что делать в случае таких вот и подобных нештатных ситуаций, какие меры безопасности нужно предпринимать. Сейчас в воздухе оказалась просто сажа, но может быть что угодно. Создать такую систему, конечно, сразу не получится, но она нужна.
Ну, и последний вопрос тоже к Министерству природных ресурсов: когда и куда, в рамках исполнения решений совещания едем дальше?
Очень хочется надеяться, что до следующего рейда пройдет все-таки меньше месяца. И еще очень хочется верить, что случится следующий выезд не по поводу какой-то аварии, а на предприятие, работающее в штатном режиме.
Общий вид с проходной
Выдали форму с комплектом химзащиты
Операторная — сердце завода
Стул в операторной
Удивительно чистый склад готовой продукции
Лаборатория контроля качества
Местная служба охраны на 9-ке