Сделано открытие в сфере наноматериалов.

Специалисты омского государственного технического университета доработали имеющуюся математическую модель и теперь смогут на молекулярном уровне понимать природу наноматериалов. Интересно, что до этого момента подобных исследований никто не производил. По мнению специалистов этот проект поможет при создании новых материалов — позволит существенным образом снизить расходы в сфере инноваций для получения качественного продукта на выходе.

Получившийся результат порадовал не только сообщество омского ВУЗа, но и привлёк внимание зарубежного издания. Американское физическое общество Physical Review E опубликовало в числе наиболее значимых мировых исследований в области точных наук статью сотрудников научно-образовательного ресурсного центра «Химическая технология и новые материалы» Омского государственного технического университета (ОмГТУ).

По сути новая модель открывает серьезные перспективы в сфере инноваций — она позволяет предугадывать свойства наноматериалов. Ученые для того, чтобы получить новый материал с необходимыми свойствами, прибегают к использованию моделей молекулярных кластеров на подложке. Для простоты вычислений обычно рассматривается поверхность из атомов, расположенных в вершинах квадратной решетки. Но для некоторых металлов характерна еще и укладка в форме пирамиды (к таким относят золото, платину, медь и цинк). Омичи именно на этом подходе провели более детальное исследование, которое было сделано в науке впервые.

Проект был поддержан Президентской программой Российского научного фонда. Два года назад проект научного коллектива из ОмГТУ на реализацию разработок получил грант на три года в объёме 15 млн рублей. К проведению исследования приступили: старшие научные сотрудники научно-образовательного ресурсного центра Сергей Акименко, Виталий Горбунов и Павел Стишенко, завкафедрой «Химическая технология» Нефтехимического института ОмГТУ Александр Мышлявцев, а также Марта Мышлявцева, Галина Анисимова, Анастасия Фадеева, Татьяна Каюмова.

«Первоначально метод использовался только для изучения простейших систем, преимущественно квантовых. Мы предложили небольшие модификации, которые позволили применить его к адсорбционным системам. Это позволит лучше понять процессы, происходящие на поверхности твердого тела, и в перспективе сэкономить время и деньги экспериментаторов, разрабатывающих новые наноматериалы», — рассказал руководитель группы ученых Сергей Акименко.

Пока открытие носит только теоретический характер. Однако в будущем оно может заинтересовать и экспериментаторов. Подтвержденная на практике разработка позволила бы увидеть более полную картину наноматериалов и изменить систему научных испытаний в принципе.

Юлия Гриценко