Старейшее местное учреждение Мельпомены открыло свой 146 сезон, уже теперь традиционно, сразу двумя премьерами.

Не будем обсуждать весьма спорный креатив «академиков» относительно удвоенной премьерной волны в виде сразу пары новых спектаклей — сосредоточиться на двух постановках и прессе, и публике, прямо скажем, сложнее. Но театр, судя по всему, таким образом пытается всем доказать, что дееспособен и во всеоружии.

Тем более, что обе премьеры разноплановые. Главреж «академиков» продемонстрировал новый взгляд на избитую классику на камерной сцене, а режиссеру Павловичу, освоившему ранее спектаклем «Жизнь» по Льву Толстому малую площадку, её, напротив, заменили на крупноформатную.

Георгий Цхвирава, главный режиссер Омского академического театра драмы

Борис Павлович, приглашенный режиссер Омской драмы

Борис Павлович взялся реанимировать ранее никогда не инсценировавшиеся киносценарии гуру отечественного кинематографа 60-х годов прошлого века Геннадия Шпаликова. Мастер свел счеты с жизнью в 37 лет, но считался одним из самых талантливых и не понятых тогдашней властью кинодраматургов своего времени.

Режиссеру показались интересными два произведения автора — первое, датируемое 1960 годом, под названием «Причал», и второе, ставшее последним для Шпаликова, созданное в 1974 году незадолго до его гибели.

«Это фактически два разных спектакля, разделенных антрактом», — пояснил создатель постановки в Омске Борис Павлович, долго рассказывавший представителям СМИ на пресс-конференции о лирической составляющей киношедевров Шпаликова.

На прямой вопрос БК55, а как эту лирику спектакля «Причал. Воздух детства» будут презентовать распространителям билетов, дабы те донесли смысл поставленного режиссером до потребителей, то бишь публики, директор Омской драмы Виктор Лапухин ответил, что это давно решено.

Виктор Лапухин, директор Омской драмы, в отличие от режиссера Павловича человек приземленный и точно знает, сколько новых песен оплатил для спектакля «Причал. Воздух детства»

«Мюзикл замечательный и девушки в купальниках присутствуют», — так охарактеризовал поставленное Борис Павлович.

В программках же жанр определен как кинопробы. Он позволяет играть несколько в проброс. Дескать, вот покажем вам, зрителям, как мы работаем с текстом на публике, но как бы на репетиции.

Спектакль действительно начинается с выхода трех девушек в купальниках в полной тишине. Потом за ними появляются столь же обнаженные юноши в плавках.

Павлович как бы вводит публику в ретро-ауру. На красавицах никаких бикини: в 60-е они еще не были в моде. Главная шпаликовская героиня — а сам Шпаликов всегда намекал, что свою девушку он брал прямо с улицы и просто описывал ее — в интерпретации Павловича довольно крупная спортивная барышня в неудачном платье от художника постановки Ольги Павлович, супруги режиссера.

Режиссер на пресс-конференции проводил аналогию «Причала» с другим шпаликовским киношедевром «Я шагаю по Москве». Там главную героиню воплощает молодая блондинка Галина Польских.

У омичей тоже блондинка — точнее рыжеволосая Ольга Беликова. Весь «Причал» она ищет ушедшего от нее шкипера баржи, которому она считалась невестой.

А шкипер, он же актер Иван Курамов, отправился к своей прежней возлюбленной, которая родила ему когда-то сына, а теперь ждет ребенка от другого. Герой Курамова фактически крадет мальчика, чтобы потом, не зная как преподнести его присутствие невесте, бросить мальца спящим на бульваре.

Какая-то совершенно дикая ситуация, которую сопровождают три песни композитора Романа Цепелева на стихи Геннадия Шпаликова. Честно говоря, сложилось впечатление, что режиссер Борис Павлович пригласил композитора для написания оригинальных вокальных произведений только потому, что они будут на стихи Шпаликова, автора киносценариев.

Роман Цепелев, композитор

Ничего творчески эти композиции не добавляют действу. В 60-е годы прошлого века было создано немало песенных шедевров, которые значительно больше бы подошли для лирического произведения, чем довольно скромные музыкально песни Цепелева.

Отдельно стоит остановиться на том, что жанр кинопробы, придуманный Павловичем для постановки, актеры воплощают в импровизационно-эстрадном ключе. Периодически напрашивается некий интерактив с залом, который готов был включиться в общую канву.

Однако режиссер Павлович то ли боится взаимодействия с публикой, то ли считает, что это довольно низко для высокого театрального искусства —  заигрывать со зрителем, но так и не обратился к зрительской аудитории в «Причале». А жаль: в итоге публика на генеральном прогоне скучала. Действу явно не хватало темпоритма, и в перерыве зрители активно покидали зал.

Виталий Маевский
фото ИД «ТРИЭС»