Творческий юбилей отмечает мастер художественного слова Омской филармонии.

19 марта Татьяна Юрьева, мастер художественного слова Омской филармонии, отметит творческий юбилей. 25 лет на сцене — это тысячи часов, отданных искусству, и тысячи сердец, согретых красотой поэзии.

Слово Татьяны Юрьевой — это мост между эпохами: через стихи Тютчева она говорит о боли современности, через письма композиторов — о любви к России, через шепот «Капель на стекле» — о смысле жизни. За четверть века Татьяна создала множество просветительских программ: «Рифмы в набат», «На хрупких плечах», «Царский венец», «Ленинградский метроном», «Царица оперы»… Учительница, ставшая артисткой, она не просто просвещает, а зажигает искры в душах своих слушателей, вдохновляет их на личные перемены. Сегодня мы узнаем, как Татьяна Юрьева нашла свое призвание в мире искусства.

— 25 лет на сцене — целая эпоха. Как бы вы охарактеризовали этот период?
— «Все случайное не случайно — предназначенная стезя», — сказал поэт.

— Вы — профессиональный учитель русского языка и литературы. Что подтолкнуло вас стать мастером художественного слова?
— В детстве я мечтала стать артисткой. Любила читать стихи, петь, танцевать, училась в музыкальной школе, занималась в народном театре. В школе у меня была прекрасная учительница русского языка. Как она читала художественную литературу, как она любила слово и умела преподнести его! Мне очень хотелось быть на нее похожей. После окончания школы я пробовала поступить в театральный вуз, но не прошла на последнем туре. Моя мама тоже была учительницей. И я пошла по ее стопам — поступила в Омский педагогический. Все, что во мне было заложено, продолжил развивать филологический факультет. Всю жизнь добрым словом я вспоминаю своих замечательных педагогов! А наш обожаемый декан Вадим Михайлович Физиков, отец родной всех Омских филологов, читал у нас русскую литературу. Это были не лекции, а настоящий театр одного актера! Народный артист России Николай Чиндяйкин, тогда ведущий актер Омской драмы, вел у нас «Художественное чтение» и руководил студенческим «Театром поэзии». Он научил нас глубоко чувствовать текст, быть чутким к слову и уметь передать свои чувства слушателям. Вот так с юности у меня наметились две профессиональные стези — учитель и артистка.

— Как началась ваша творческая деятельность в Омской филармонии? Помните ли вы свой дебют?
— После окончания института я преподавала в школе, потом в техникуме, где занималась художественным чтением со студентами. И к 40 годам совершенно неожиданно получила приглашение попробовать себя на сцене филармонии. Для этого нужно было подготовить программу и показать ее худсовету. Вместе со мной прослушивались молодые вокалисты. Мы представили худсовету программу «Нет повести прекраснее на свете», где я читала стихи о любви, а мои молодые коллеги исполняли популярные романсы. Программа понравилась и нас приняли в штат филармонии. Так совершенно неожиданно началась моя жизнь на сцене. Здесь моими учителями стали Лидия Иосифовна Рейфесова и Алла Епифановна Енина.

— Ваши программы часто затрагивают темы нравственности, духовности, поднимают острые социальные вопросы. Как вы находите баланс между искусством и просветительской миссией? Как избежать морализаторства, особенно общаясь с юным зрителем?
— Я общаюсь с молодыми слушателями как с равными, с уважением! Высшие образцы искусства — это всегда просвещение. В моих программах звучит слово и живая музыка, и это оказывает на слушателей особое воздействие. Бывает, ребята подходят со словами благодарности, кто-то из них на наших программах впервые услышал живую классическую музыку и заметил, как «классно звучит классика!». Молодежь — это наше будущее, наш завтрашний день. Большая часть моих программ — для них. Есть программы, с которыми мы побывали почти во всех школах и вузах города: «Рифмой в набат» и «Есть женщины в русских селеньях». Это программы, где через художественное слово и музыку мы говорим с молодежью о серьезных социальных проблемах и заставляем их задумываться о смысле жизни.
Я безгранично люблю свою родную землю, русскую культуру, и это, безусловно, присутствует в моих программах. Одна из которых, я назвала ее «Единственная, незабвенная», через письма, дневники, воспоминания Рахманинова, Вертинского, Блока, Есенина рассказывает об их самых нежных и трепетных чувствах к России. Работа с молодежью меня вдохновляет! Ребята подходят, благодарят, задают вопросы. У нас замечательная молодежь! Да, они несут всю грязь современного времени, интернет накладывает свой отпечаток. Но когда они слышат важные и глубокие слова, я вижу искренний отклик в их глазах. Это наполняет меня счастьем и оптимизмом.

— Есть ли у вас истории о том, как ваши концерты повлияли на кого-то из зрителей?
— Есть замечательные девушки, одна уже студентка филологического факультета, другая десятиклассница из Горьковского района. Умницы! Очень частые гости на моих программах, мы общаемся с ними в социальной сети, они мне близки по духу и у них есть желание пойти по моему пути.

— 19 марта в Органном зале пройдет ваш юбилейный бенефис. Почему для этого вечера вы выбрали программу «Капли на стекле»?
— Эта программа по книге инока Всеволода Филипьева «Иное». Это очень известный в православных кругах писатель. Его стихи очень глубоки и современны. Это обнаженный нерв, натянутая струна, это боль сегодняшнего времени. Он пишет о таких трагедиях, как Беслан и Норд-Ост, о борьбе добра и зла как в мире, так и в душе человеческой. Инок Всеволод сам дал мне благословение на создание этой программы в Москве на фестивале социальных технологий «За жизнь!», где мы представляли свои просветительские программы. Он вручал нам дипломы. Я сказала ему о своем желании сделать программу по его стихам и он ответил: «Бог да благословит!»
Обычно на юбилейном концерте рассказывают о себе, о том, как все начиналось. Но я не хочу говорить о себе. Мне важно, чтобы люди еще раз задумались о серьезнейших проблемах, которые у нас есть. Чтобы каждый человек сеял разумное, доброе, вечное, чтобы завтрашний день наших детей и внуков был счастливым!

— Какие задачи ставите перед собой при подготовке концертов?
— Я очень люблю своих слушателей! И мне хочется подарить людям радость, обогреть, но и напомнить о главном, о важном, об истине.

— Какие книги и авторы сформировали вас как мастера художественного слова?
— Русская классическая литература оказала на меня огромное влияние. Это, прежде всего, Достоевский! А если говорить о поэзии, безусловно, я люблю Пушкина, но мой самый любимый поэт — Тютчев. Как же он современен! «Не плоть, а дух растлился в наши дни, и человек отчаянно тоскует…». Я влюбилась в Тютчева в юности после прочтения его любовной лирики. И была потрясена, как можно так писать о любви! А с возрастом поняла: какой он философ!

— Омская филармония — одна из немногих в России, где художественное слово остается востребованным жанром. Почему, на ваш взгляд, оно исчезает и можно ли его возродить?
— Оно исчезает, потому что экран компьютера и телефона стал его заменой. Это беда нашего времени. Но возродить можно. Те две девочки, о которых я рассказывала, и есть его «маленькие росточки». Они тоже проводят время за «экраном», но при этом стремятся прийти в филармонию, чтобы услышать живое слово и живую музыку. Филармония играет ключевую роль в том, чтобы слово не кануло в небытие. Слово и музыка — это язык души! Это то, что оказывает на юных слушателей благотворное и глубокое воздействие, не сравнимое ни с чем виртуальным!

Поздравить Татьяну Юрьеву с творческим юбилеем можно 19 марта в Органном зале. Вместе с ней в этот вечер выступят ведущие артисты Омской филармонии — Татьяна Семерьянова (сопрано), Евгений Романов (баритон), Оксана Кулешова (орган), Константин Беляков (гитара), Марина Климентова (фортепиано) и Сергей Маер (ударные). Откройте для себя силу «живого» слова!

Автор: Настасья Белая