Как утверждают источники БК55, ученые не смогли быстро восстановить утерянные в советское время способы изготовления катализаторов.

За несколько дней до визита президентов России и Казахстана в Омск на нефтеперерабатывающем заводе «Газпром нефти» прошла долгожданная церемония начала строительства «катализаторного завода» (катализаторы повышают эффективность нефтепереработки). Об этом широко сообщили все СМИ, однако мало кто вспомнил, что дать старт этой стройке планировали еще два года назад, по всей видимости, при прежнем губернаторе Викторе Назарове (исполнял полномочия до 9 октября 2017 года).

В мае 2016 года во время поездки на нефтеперерабатывающий завод главы региона Назарова было объявлено, что «в 2017 году «Газпром нефть» начнет масштабное строительство нового современного комплекса по производству катализаторов». Соответственно «на полную мощность производство заработает в 2020 году». 

Реально же ленточки перерезали в конце 2019 года и заявили, что завод будет завершен в 2021 году. То, что успели это сделать до визита первых лиц, дало губернатору Александру Буркову основания упомянуть катализаторы как продукт, которые Омск может продавать в соседнее государство, в выступлении на пленарном заседании Российско-казахстанского форума. Конечно, их выпускают в Омске полвека, однако до последнего времени это не было модной темой и на столь высоком уровне об этом не вспоминали.

Под «катализаторным заводом» имеется в виду расширение уже имеющегося производства. Поначалу компания «Газпром нефть» проект и подавала как модернизацию и расширение, однако потом, возможно для большего PR-эффекта, ввели термин «завод». Получилось, немного сложновато с понятиями — новый завод строится на территории другого завода — собственно ОНПЗ. 

Как рассказал БК55 источник на предприятии, интрига того, почему отложили строительство, кроется в особенностях выпуска катализаторов в советские времена. ОНПЗ несколько десятилетий остается единственным нефтеперерабатывающим заводом в России, выпускающим эту продукцию. Здесь работает производство катализаторов каталитического крекинга мощностью 3 тыс. тонн в год. Однако у нефтяников в России, даже в самой «Газпром нефти», было довольно скептическое отношение к омской продукции, ее плохо покупали.

«Еще недавно эти мощности не были загружены полностью, а сегодня их уже не хватает для реализации всех заказов. «Три года назад мы обслуживали только две установки на Омском заводе, и нам с трудом удалось пробиться на наш же МНПЗ — никто не верил, что отечественный продукт может быть не хуже иностранного», — признавали в 2016 году корпоративном журнале «Сибирская нефть».

Катализаторы выпускали лишь небольшими объемами,  их ассортимент не расширяли. Впечатляющая история произошла с выпуском катализаторов гидрокрекинга и гидроочистки, которые до сих пор здесь не выпускают. По утверждению собеседника БК55, установки по их производству на Омском НПЗ были практически выстроены. Однако в советские времена у СССР были настолько хорошие отношения с превосходящими нас по развитию нефтепереработки американскими партнерами, которые продавали нам эти катализаторы по низкой цене, что выпуск их в Омске признали нецелесообразным и некоторые мощности демонтировали. Узнав об этом, американцы подняли цены.

В последнее десятилетие отношения России с США еще больше ухудшились, а потребность в катализаторах только выросла. С 2011 по 2015 год в стране построили или реконструировали несколько десятков установок вторичных процессов переработки. А «эффективная работа таких установок невозможна без использования современных катализаторов. Которые, как правило, закупаются за границей — в настоящее время доля импорта в общем объеме российского рынка катализаторов составляет 70%. При этом иностранные катализаторы дороги, что вполне объяснимо: в неконкурентной среде производители катализаторов могут себе позволить диктовать свои правила. После возникновения у России разногласий с Западом экономические риски отечественной нефтянки в этой сфере возросли многократно — к ценовому прессу добавилась опасность сбоя поставок со всеми вытекающими для производства последствиями», делятся опасениями в журнале «Сибирская нефть».

Поэтому с 2015 года на базе Омского НПЗ пытаются расширить катализаторное производство, однако, как утверждают источники, способ приготовления катализаторов гидрокрекинга и гидроочистки был утерян. Повторить его быстро не удалось. Ученые в Новосибирске якобы не смогли это сделать оперативно, поэтому и график реализации проекта пришлось сдвинуть.

Заводу уже придумали название — «Газпромнефть — Каталитические системы». Планируется, что его мощность составит 21 тыс. тонн катализатора в год. С этими объемами компания сможет не только обеспечить собственные заводы, включая НПЗ в Сербии, рассчитывать на значительную долю российского рынка, но и обеспечить экспорт. Среди потенциальных иностранных потребителей — Белоруссия и Казахстан, страны Ближневосточного региона, Вьетнам, Венесуэла и др.