Сибирские города всегда отличались от своих европейских собратьев обилием деревянной архитектуры. Это и понятно – дерева в Сибири было полным-полно, поэтому и строили.

Именно по этой причине деревянное зодчество – это действительно полноценные объекты культурного наследия, в которых выражается наш сибирский дух.


Каждый такой деревянный дом индивидуален. Каждый хозяин стремился украсить его по-особому, выделиться среди соседей. Люди в те времена жили среди деревянной резьбы, красивых наличников, кованых козырьков над парадными. Они не представляли, что могут быть бетонные коробки, асфальтовые джунгли и прочие «прелести». Им казалось естественным, что их дом должен быть затейливым, причем все это без напряга. Это нам сейчас кажется, что вырезать узор на двери было архисложно, а тогда любой мастер делал это за несколько часов.

И вот две недели назад в Омске исчез очередной деревянный памятник по ул. Декабристов, 42. В отличие от прошлого случая, когда «неустановленные лица», близкие известному депутату Заксобрания, сожгли и сломали остатки памятника по ул. Звездова, 16, в этот раз и общественность вовремя среагировала (в лице омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) и вашего покорного слуги), которая обнаружила начало разборки крыши здания, и минкульт, оперативно связавшийся с собственником и потребовавший приостановить разрушение.

Однако все это не помогло. Здание было собственником снесено, поскольку его адрес в реестре недвижимости значился по ул. 10 лет Октября, 46, а в минкульте на охране стояло здание по ул. Декабристов, 42. Соответственно, охранное обременение отсутствовало. Ситуацию могла спасти охранная табличка на здании, но и ее не было, хотя по закону такая табличка обязана быть на каждом объекте культурного наследия. Вешать ее обязан собственник, в данном случае до лета 2012 года собственником была Омская область в лице министерства имущественных отношений, а балансодержателем было госпредприятие «Фармацея». На балансе у него стояло здание по адресу именно ул. 10 лет Октября, 46. О том, что это дом находится в реестре объектов культурного наследия, «Фармацея» не подозревала, о чем мне заявила по телефону их юрист. Минкульт не обеспечил табличку в то время, а с лета 2012 года жилые помещения в доме были приватизированы и собственниками стали жильцы, с которых «выжать» охранную табличку практически нереально.

Новый собственник, купивший приватизированный дом, приобретал объект по ул. 10 лет Октября, 46 и тоже, судя по всему, знать не знал о том, что это памятник. А когда это выяснилось во время сноса, предпочел сделать «лицо кирпичом», решив завершить снос, т.к. понял, что в противном случае он не снесет здание никогда. А так у него железобетонная позиция – он сносил не объект культурного наследия, а дом по ул. 10 лет Октября, 46, им не являющийся. Как результат возбуждено уголовное дело по факту уничтожения объекта, стоящего на государственной охране.

Данная история показала – в деле охраны объектов культурного наследия в Омске ситуация явно не в порядке. Начальник управления охраны памятников минкульта Олег Свиридовский признает свою ответственность за данный случай. Картина со сменой адреса памятника должна быть детально прояснена во время следствия, как и найдены виновные в этой ситуации, поскольку это прямая дорога к другим сносам. Надо раз и навсегда выяснить – это минкульт у нас ставит на охрану здания, глядя на домовую табличку и не глядя в документы на дом? Или это некие злоумышленники в министерстве имущественных отношений Омской области умышленно инициировали смену адреса? Эту путаницу могла бы разрешить охранная табличка на доме, но и этого сделано не было. Результат вы уже знаете.

Материалы рубрики «Реплика» читайте еженедельно на сайте БК55 (2-я колонка сайта).