Омский депутат Госдумы от КПРФ, зампред её комитета по образованию оценил снова высказанную ЛДПР идею о продлении школьных каникул до октября.
Напомним, на этот раз идею высказал депутат от партии Жириновского Василий Власов. До того сам Жириновский выступал с ней дважды: в 2016 и 2017 годах. Это было похоже на сезонное обострение: идея высказывалась летом и потом в сентябре.
— Первое. Согласно нашему действующему законодательству, учебные заведения сами вправе переносить начало нового учебного года. Однако в большинстве случае они этого не делают, и думаю, они правы.
Второе. Наверняка старшеклассники и студенты поблагодарили бы Василия Власова за это предложение, но благодарность длилась бы недолго. Дело в том, что дополнительные каникулы длиною в месяц обернулись бы дополнительной нагрузкой в течение оставшихся месяцев учебного года. У нас и без того в старших классах бывает по 6-7 уроков, и учебная занятость старшеклассника, с учетом времени на выполнение домашних заданий, составляет сегодня 55-60 часов в неделю. А если мы реализуем предложение господина Власова, то будет, соответственно, около 70 часов в неделю.
Третье. Мы понимаем, что уровень образованности российских старшеклассников и студентов оставляет желать лучшего. Поэтому если мы пойдем на это нововведение без увеличения учебной нагрузки, то качество знаний упадет еще больше. Если сейчас по системе PISA мы где-то в основном в четвертом десятке, то окажемся в шестом, если не дальше, тогда как указом президента ставится задача войти в первую десятку лучших мировых образовательных систем.
Поэтому мне кажется, что если действительно есть необходимость продлить каникулы по каким-то причинам, то это вправе сделать школа, техникум или вуз. Если они этого не делают, имея такую возможность, значит они взвешивают реальные последствия.
Что касается уровня самого российского образования, то если говорить о школьном образовании, то необходимо внимательно посмотреть нынешние программы. Сейчас они перегружены, и мы нарушаем тем самым принцип Льва Семеновича Выготского — принцип зоны ближайшего развития. Простыми словами он звучит так: если вы не догружаете детей, они развиваются медленнее, чем могли бы, но если вы их перегружаете, они не делают даже того, что могли бы делать при нормальной нагрузке. Поэтому российская старшая школа сейчас не самая лучшая в мире.
Теперь о студентах. Мы понимаем, что большинство современных студентов — это студенты, которые пытаются заработать на жизнь. В советский период студенческая стипендия составляла 80% от прожиточного минимума, а у тех, кто учился в технических вузах, была больше прожиточного минимума. То есть студент учился и подрабатывал. Современный российский студент имеет стипендию на уровне 14% от прожиточного минимума, поэтому он вынужден работать и подучиваться. Поэтому если мы хотим, чтобы повышалось качество высшего образования, нужно, в частности, увеличить социальные гарантии для студентов.