Законодательство о запрете анонимности электронных кошельков внесет сумятицу.

Как сообщает РБК, в 2020 году жителей большинства российских регионов лишат возможности пополнять транспортные карты наличностью. Законодательство, которое раньше дозволяло делать это анонимно, теперь должно исключить эту возможность.

Нововведение коснется 60 регионов страны и около 30 миллионов пользователей системы. Тем не менее, говорить о том, что произойдет поголовная отмена анонимности в грядущем августе, — нельзя. Речь идет об ужесточении регулирования национальной платежной системы.

Предполагается, что оператор сможет регистрировать пополнение карты, обязательно основываясь на предоставленных данных банковского счета. Электронные кошельки, таким образом, окончательно утратят анонимность.

«Запрет коснется и транспортных карт, которые используются для оплаты проезда на наземном транспорте и в метро и де-юре являются электронными кошельками, » — уточняется в аналитической записке Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов, на которую ссылается РБК.

Для ряда регионов, которые не используют такой подход, реформа пройдет незамеченной, однако миллионам россиян придется изменить привычный подход к пополнению. Отметим, на данный момент транспортные карты в ходу в 75 субъектах РФ. Но больше десятка организуют пополнение иначе, поэтому также не охвачены нововведением. В частности, в центральных городах суммы переводятся на счета юрлица, а оттуда «кочуют» на определенную транспортную карту. Фактически, пополняется счет фирмы-перевозчика.

По подсчетам участников профильного рынка, будут «переформатированы» около 30 миллионов карт. Эксперт в этой области, генеральный директор ООО «Технезис» Дмитрий Пьянковский, утверждает, что примерно пятая часть всех пополнений на сегодняшний день приходится именно на наличный расчет.

Особо неудобным изменение в законе может оказаться для путешественников, выбирающих маршруты внутри страны. Это отмечает и АЭД.

Предполагается, что причиной ужесточения являются недоработки при первичном установлении системы. Выявленные лазейки и «несовпадения» с другими актами и стали причиной нынешнего «перетряхивания» законодательной базы.

«Законопроект вводит запрет на пополнение наличными деньгами транспортных карт, работающих по принципу «электронных кошельков» (за исключением карт «Тройка»). Подавляющее большинство электронных проездных билетов в целях обеспечения проезда на различных видах транспорта вынуждены использовать механизм неперсонифицированных электронных средств платежа», — обозначили свою претензию члены Национальной платежной ассоциации в официальном письме главе Центробанка Эльвире Набиуллиной.

предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием банковского счета

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/finances/16/08/2019/5d556a549a7947b45ce12079?from=from_main

предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием банковского счета

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/finances/16/08/2019/5d556a549a7947b45ce12079?from=from_main

Ответ содержал указание на запрос Росмониторинга, продиктованный тем, что таким образом удастся отслеживать денежные потоки россиян. В частности, это поможет пресекать попытки отмывания денег, нажитых неправедным путем, в том числе и на террористических атаках.

Однако есть вероятность, что на самом деле запрет анонимности электронных кошельков не коснется транспортных карт, о чем РБК сообщил депутат Госдумы Анатолий Аксаков, возглавляющий комитет по финансовому рынку. Он указал на то, что в обозримом будущем профильная законодательная база прирастет за счет еще одного документа, который призван оградить пользователей транспортных карт от неудобств.

Однако тогда налицо будет наличие конфликта двух уровней законодательства при том, что доминирующая роль по-прежнему окажется закреплена за конституцией.

«Либо у держателей карт при пополнении наличными будут запрашивать документ, удостоверяющий личность, либо операторы транспортных карт будут менять договорную схему, чтобы карты перестали быть электронными кошельками», — обозначила возможные пути разрешения конфликта исполнительный директор Национальной платежной ассоциации Мария Минкова.

Однако второй вариант сопряжен с рисками: денежный поток перенаправится к транспортным фирмам, где может и осесть.

Уверен, что грядет кризис платежной системы, глава дирекции транспортных и социальных карт «Золотая корона» Александр Гришин. Закономерно в организациях, связанных с системой видят снижение доли пополнений наличными и увеличение спроса на безнал.

Наконец, в АЭД настаивают на пересмотре антисоциального и даже антиэкономического закона в связи с несоответствием интересам потребителей.

Отметим, пополнение транспортных карт для омичей и без того больной вопрос, но связан он прежде всего с недостаточным количеством точек, где это можно сделать. С начала года попытались облегчить ситуацию введением опции пополнения через банкоматы. Их сейчас можно для этого использовать без проблем. 

«Страшного в этом ничего нет. Может, правильное направление, может, и не очень. Внедрят — надо будет посмотреть результаты. Наличные деньги никто не отменял. Как будут пополнять в киосках «Дилижанса», например — не совсем понятно. Что касается Омска, то эта форма оплаты — не самая большая проблема в сфере общественного транспорта. Есть много других более важных проблем и вопросов в омской конструкции.

Для людей, конечно, был бы не совсем удобен такой формат. Но с другой стороны мы же вообще понимаем, откуда взялись безналичные деньги? Это нормальное направление, я думаю. Но нельзя исключать и наличные», — оценил в комментарии для БК55 идею омский перевозчик, транспортный эксперт Андрей Фёдоров.

Евгений Куприенко