Омский бизнесмен, компания которого выиграла конкурс на обустройство тёплых остановок, рассказал БК55 о деталях проекта, вложениях и партнёрах, вместе с которыми будет его реализовывать.

Вместе с Виталием Ольшанским на вопросы нашего издания частично ответил и исполнительный директор «Капитал-строя» Сагидулла Жуматаев.

— Как вы решили заявиться на конкурс и в целом «ввязаться» в проект, учитывая, что в остальном ваш бизнес не так уж близок уличной торговле?

Ольшанский: Сфера услуг, которой мы занимаемся — микрорайон «Старгород» — строительство и обслуживание этих домов, живёт здесь около тысячи жителей. Автоцентр «Барс» — продажа и сервис машин «КИА» и «БМВ» — это тоже сфера услуг, мы каждый день сталкиваемся с клиентскими возражениями, в моём подходе клиент всегда прав. Плюс у нас есть торговые объекты — площадью в несколько тысяч квадратных метров, например, там у нас десятилетний опыт по обслуживанию, есть еще и другие объекты.

Поэтому НТО мне как сфера бизнеса близка, просто здесь ответственность ещё более значимая, потому что проект включает в себя остановочные комплексы. Условия конкурса таковы, что всё бремя ответственности от уборки территории и содержания, кто будет там находиться в ночное время, состояние комплексов, защита от вандалов — на нас как на инвесторах. Я как житель Омска, как и вся моя семья без исключения, хочу исправить ситуацию с остановками в положительную сторону. Сейчас это караул — сараи, где-то люди сидят под дождём, где-то это какой-то разваленный карбонат, какие-то разрозненные объекты.

Просто хочется сделать красиво, но при этом мы понимаем значимость проекта.

— Кстати, а как вы относитесь к такой ситуации: стоит неплохая остановка, внешне симпатичная, потом приходят некие муниципальные рабочие, начинают её ломать, ставят взамен новый маленький навес, менее удобный? Я вот не понимаю, зачем.

Ольшанский: Мне это тоже интересно, это как будто временные решения, один арендатор меняется на другого, нет никакой единой концепции. У нас будут красивые по дизайну и архитектуре ТОКи, в единой концепции, это фасады выполненные из алюкобонда стального цвета, серые витражи, калёное стекление и всё то, что заявлено в конкурсной документации — от бесплатного Wi-Fi до возможности подзарядить телефон и «тревожной» кнопки — будет выполнено на 100%.

— То есть объективно можно было понять мэрию, когда она выставляла жёсткие условия?

Ольшанский: Мы её категорически понимаем, как и понимаем, почему, по сути, претендентами в конкурсе были только две серьёзные компании, и всё. Проект очень дорогостоящий, сейчас мы просчитываем стоимость этих комплексов вместе с обустройством и начинкой, а также внешним благоустройством (лавочки, вазоны, урны, плитка, включая обрамление из тактильной плитки для слабовидящих), получается, что это гораздо больше, чем 1-1,5 миллиона (эту цифру ранее называли СМИ). Подбираемся к цифре в три миллиона за одну остановку. Поэтому ёмкость проекта — порядка 400 миллионов. Да, есть временной лаг, сегодня мы уже занимаемся производством, у нас 20 остановочных комплексов в производстве.

До конца сентября хотим установить 20, октябрь — 20, ноябрь — 18 и в декабре — 9 комплексов ТОК. Для этого есть август, сентябрь и октябрь. 7 ноября приезжает президент страны, очень большая ответственность, рабочие совещания мы проводим два раза в неделю в мэрии с главами округов. Не всё от нас зависит: главы должны по указанию мэрии проработать на местах возможности установки комплексов на территориях, потому что есть киоски, которые ещё стоят, есть решения судов, нужно работать с приставами, есть мешающие деревья, ограждения. Всё это нужно вынести, а мы должны быть готовы установить ТОКи на освободившиеся места. Сейчас какие ни есть объекты, и навесы, хоть и некрасивые, над ними есть. Если их все спилят, а мы окажемся не готовы, то это будет очень плохо и вызовет недовольство людей. 

— Не будет таких случаев, что спилили дерево, а потом окажется, что оно ничем не мешало?

Ольшанский: Мы сами вообще не будем прикасаться к городским объектам. Есть полное понимание с городом, что это под его эгидой, расчищать будет Департамент городского хозяйства. У нас есть координатные точки, если что-то будет мешать, то департамент будет смотреть, расчищать территории и подписывать акт о передаче.

— Координатные точки давали они?

Ольшанский: Их ещё не давали, мы будем выезжать на места и уточнять.

— Нет, скажите так: каким образом шло взаимодействие по передаче координат, кто рассчитывал, какой мощности, какого объёма, на каком куске пространства и какими точками с выездом на место — это город или это вы предлагали?

Жуматаев: На сегодня город является инициатором проекта, чтобы комплексы соответствовали всем нормативам, если на вокзале 4 ТОКа, понимаем, какой трафик и позволяет место установить их, то у ОмГУПС можно поставить и пять, но смысла в этом нет, там нет такого трафика, столько пассажиров.

Все конкурсные документы готовила мэрия, мы туда ничего не добавляли. Мы каждый объект изучали как участник конкурса.
Часть остановок не внесли в конкурс, потому что было несоответствие для торговых объектов по требованиям расстояний до зданий, перекрёстков. Пул, который получили мы — это 30-40% всех остановок города. И если будут разыгрываться ещё конкурсы — пожалуйста, пусть другие выигрывают, приходят, посмотрев на наш опыт. Планирует зайти федеральная сеть пекарен «Маковка», которая уже присутствует более чем в 20 регионах. Ожидаем, что 10-15 пекарен появятся в нашем городе до середины следующего года. Уже в этом году они планируют открыть от 3 до 5 точек, сейчас они анализируют места. Новосибирская сеть уличных кофеен «Точка кофе» рассматривает наш регион для расширения своей сети. У них и очень вкусный кофе, и современный подход к клиентам — 50% скидка на первый заказ, предзаказ через приложение и многое другое. Правда, формат будет несколько другой: в Новосибирске они ставят павильоны в виде кофейных стаканов, а в Омске будут находиться внутри торгово-остановочных комплексов. Ведутся переговоры по многим направлениям, но все карты пока я раскрыть не могу.

— А почему не ведете переговоры с омскими предпринимателями, которые работают в этих же сферах?

Ольшанский: Мы готовы общаться со всеми, с радостью готовы помогать землякам, но, скажем так, они на нас не выходят, в отличие от федералов и представителей соседних регионов. Может, некоторые наши коллеги считают, что результаты конкурса кто-то отменит, и поэтому не спешат. Наша же задача построить для омичей современные торгово-остановочные комплексы и наполнить их привычными группами товаров и услуг в шаговой доступности: прессой, проездными билетами, вкусным кофе, свежей выпечкой и другим. И это у нас обязательно получится, в чем вы сможете убедиться уже меньше чем через месяц.

— Что касается субаренды и самостоятельной торговли, какая там доля может быть?

Ольшанский:  Есть мысли и том, и о другом. Сейчас мы пока смотрим по локациям. Существующие игроки — это, наверное, процентов на 80 наши омские предприниматели, мы их очень уважаем, хорошо знаем, пытаемся договориться, чтобы с их объектами, которые оказались вне закона, они вошли к нам. И комфортно себя чувствовали. Есть объекты, к которым нет интереса у арендаторов, там, может быть, будем рассматривать и какое-то своё направление. Просто глупо выселять на улицу пул существующих арендаторов: если где-то люди уже привыкли покупать выпечку, кофе или цветы, то незачем изобретать велосипед. Мы все люди бизнеса, все много лет общаемся, поэтому сказать «Мы здесь сами будем печь пироги, а вы идите на улицу» — наверное, нелояльно. Мой приоритет — лояльность. Это, по сути, наши будущие партнёры. Причём с хорошей репутацией и серьёзные.

— Жёсткие сроки выполнения — насколько это проблема?

Ольшанский: Сроки сжатые, в начале августа мы подписали договоры по итогам конкурса, и дальше у нас 30 дней на установку, с момента подписания акта-приема передачи земельного участка, акт подписывается совместно с мэрией. Оплатили в округа деньги за год вперёд, по некоторым договорам оплатили за несколько лет вперед, выезжаем на приоритетные перед форумом локации, совместно с главами округов, уточняем, когда сможем физически принять эти участки и начать монтаж. Сроки очень ограничены, мы готовились к этому, но думали, что всё произойдёт намного раньше. Но успеем. Вариантов у нас нет.

— Что касается больших затрат: поэтому-то и не верится, что вы вкладываете только свои деньги, что за вами не стоит какой-то уральский инвестор.

Ольшанский: Говорю открыто: на конкурс я пошёл один, доля в ООО была 100%. Со вчерашнего дня я двух своих партнёров ввёл в состав учредителей. Это всё люди известные: Вячеслав Васильев, мы с ним давно проговаривали производство ТОКов, Сагидулла Жуматаев — у него опыт управления именно в сфере НТО, поэтому и предложили ему приобрести долю, и я занимаюсь строительством, и есть опыт управления торговыми объектами. Они были со мной и на начало подачи конкурсных документов.

Если вы говорите про неких екатеринбуржцев, то я много об этом слышал и слышу, называют фамилии, но, к сожалению или счастью, на меня никто не выходил. Даже сейчас фамилии не вспомню, честно говоря.

— Аслан Халитов.

Ольшанский: Наверное. Никак не могу комментировать, я с ним не встречался, на меня от него никто не выходил. Арендаторы говорят, что кто-то вёл переговоры, но этот кто-то не появился на конкурсе. А были там, как известно, две компании. Поэтому мы совершенно самостоятельные.

Для чего я ввёл учредителей? Чтобы каждый игрок понимал, что есть социальная ответственность по срокам, чтобы я не один отвечал за производство и эксплуатацию объектов, а все партнёры. Придать статус, чтобы мы все были в одной лодке.

— Насчёт того, чтобы сделать Сагидуллу Жуматаева исполнительным директором, сомнений никаких не было, я так понимаю?

Ольшанский: Сомнений не возникало, это было проработано на начальном этапе. Просто было глупо в момент подачи документов на конкурс это заявлять, если мы ещё не выиграли этот конкурс.

— Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь…

Ольшанский: Да. Перепрыгнули, столкнулись с известными трудностями, но всё это рабочие моменты, компетентные ведомства разберутся, кто прав, кто виноват.

— Сразу вопрос про это: опасения насчёт попыток оспаривания конкурса вторым претендентом у вас есть? Что итоги всё же могут отменить.

Ольшанский: На эмоции нам сейчас размениваться некогда, как и опасаться, сидеть, ждать, успешно оспорят или нет. У нас чёткие сроки, мы на сегодня официальный победитель конкурса, это зафиксировано на видео и фото, поэтому нашу рефлексию воспринимать сейчас никто не будет.

Конечно, в нашей стране всё может быть, я считаю, это параллельные процессы, да, наши оппоненты считают, что мэрия что-то нарушила, так что у них есть полное право оспаривать всё в юридическом порядке. У нас же бремя ответственности по социальному проекту, мы не спиливаем в центре города рощу и не строим там торговый комплекс для наживы. Да, мы получаем коммерческие объекты, но они и в центре, что хорошо, и на Левом берегу, Московке, в Чкаловском посёлке (то есть где уже проблемные места). Помимо торговых бонусов ведь у нас бремя содержания остановок, мы это чувствуем и пытаемся решить вопросы, как этим оптимально управлять. Это 174 комплекса по условиям одновременно нужно в 0:00 закрыть, обогревать, а потом утром, в 5:00, открыть. Сейчас решаем вопрос, как всё это сделать.

Понятно, что сказать железно: вот это нельзя оспорить — не может про бизнес в России никто. Но на сегодняшний момент мы не видим, что у нас есть нарушения.

Повторяю, я сам не подделывал ничего, не туфтил, не утаскивал заявку. Всё было прошито, я лично подписывал 383 страницы, сшивал, и видео есть. И мандража нет. Рабочий настрой, концентрация на проекте.

Жуматаев: Почему предложили стать исполнительным директором именно мне. Я занимаюсь этим бизнесом давно и нужно уладить несколько проблем. Первая — контакты с предпринимателями, уже работающими на остановках, варяг бы резал по живому — мы постарались нивелировать острые моменты. Мы ведём переговоры со всеми игроками, кто уже работает. Контактируем с администрацией, чтобы на общем фоне других городов смотреться хорошо.

Второе: предприниматели спрашивали, почему не проводился конкурс по отдельным остановкам. И так можно было заработать больше. Я пояснил бы так: 174 ТОКа, 93 остановки. Из них высокие проходимость и рентабельность — на 20-30%. Остальные — на окраинах. Цель-то мэрии — не только заработать, но и улучшить внешний облик города. И чтобы было однотипно и современно. Если бы разыгрывали по одному лоту — кто-то бы сразу выкупил самые лучшие места, сами понимаете, а в Самарке, на Мельничной, улице Романенко не выкупил бы никто. Разыграть павильоны по отдельности можно, пополнить бюджет, но у разных бизнесменов разные возможности, и требования благоустройства там для кого-то легче и для кого-то сложнее.

А если будут нарушения на одной остановке, то пострадает весь договор. И цель мэрии — таким объединением заставить победителя контролировать весь проект. И не будет такого: на «Голубом огоньке» он будет убирать и следить за порядком, а на Мельничной будет бардак.