Дождь не помешал заворожить десятки зрителей главным действом фестиваля «Щит Сибири». 

Уже пятый год «Щит Сибири» проходит в парке Победы. Постоянные зрители, многие из которых приходят сюда с детьми, уже выучили путь на фестивальную поляну, переносящую из городской суеты в обитель ожившей истории на лоне природы.

Местом притяжения, как и прежде, было ристалище, где на протяжении двух фестивальных дней проходили бои в номинации «Щит-Меч». Огороженная территория для битв была постоянно окружена зрителями, взрослые пускали вперед детей, чтобы те могли посмотреть, как сражаются омичи и приезжие участники фестиваля.

Здесь тоже есть своя постоянная аудитория, которая стекается из разных городов, чтобы вновь почувствовать привычную атмосферу. В этом году заявилось около 150 человек, в том числе из Томска, Красноярска, Новосибирска, Барнаула, Тюмени, Екатеринбурга.

Лагерь живой истории — это закрытое место для зрителей, но оно не скрыто от их глаз: можно понаблюдать и даже поучаствовать в экскурсии. По правилам здесь нельзя пользоваться предметами, которые принадлежат современности — только элементы выбранной эпохи. В соответствии с ней выбирается и набор продуктов, которыми питаются в лагере. Еду готовят на костре, прямо на месте создают специальные печи.

Организатор Антон Панькин проводит экскурсию в лагерь живой истории

Участница из Барнаула реконструирует Русь — кстати, русичей на фестивале всего треть, остальные — европейцы. Она рассказала, из чего делается походная полевая печь: каркас из веток обмазывается глиной с использованием соломы

В этой печи планируют запекать пряники и яблоки

Кухни у участников аутентичные, насыпные. Живут реконструкторы в шатрах. Сеном и дровами их обеспечивают организаторы

Если живешь в лагере, одеваться нужно соответственно. Никаких современных деталей — всё, вплоть до мелочей, должно быть историчным. В том числе и обувь, а также другие элементы образа, которых не видит зритель — но они тоже важны в свете соблюдения исторической достоверности

Организаторы отмечают, что у них нет цели представить как можно больше культур и эпох: участники сами выбирают, что им ближе. За каждым костюмом лежит кропотливая работа не только по его созданию (все шьется вручную), но и по сбору крупиц информации для того, чтобы наряд был достоверным и соответствовал своему времени.

Одно из мероприятий фестиваля — конкурс костюма

Каждый рассказывает о своем костюме, эпохе, к которой он принадлежал, и других нюансах

— Это комплект небогатого итальянского дворянина, регион — Ломбардия, 1450–1480 годы. Милан тогда был законодателем мужской моды. На голове тирольская шляпа из валяной шерсти, отороченная красным шелком с подкладом из домотканого шелка. За образец взят головной убор с картины Боттичелли «Поклонение волхвов», — описал часть своего образа этот видный участник фестиваля.

Его же доспех датируется примерно 1410–1450 гг. Здесь Милан тоже был законодателем мод 

А это йомен — представитель среднего класса в Англии. Воевали лучники в пешем строю, а лошадей использовали, чтобы перевозить скарб

На второй день была намечена кульминация фестиваля — штурм крепости, который всегда с нетерпением ждут участники и зрители. Она перед началом фестиваля строится на холме, готовится таран, есть ров, мостки, группа, которая отвечает за оборону. Остальные у подножья холма пытаются ее разрушить, по-настоящему, ломая стены.

Злодеи с пиками

И устрашающий дракон-защитник

Некоторые воины пали в битве

Крепость в опасности!

Идут массовые бои, самый эмоциональный из которых — последний: противники снимают шлемы, настраиваются на мощный финальный бросок и неожиданно для зрителей устраивают массовые объятия.

Победила дружба

В этом году во время штурма крепости шел дождь, но это не помешало десяткам стойких зрителей дождаться итога битвы. Эмоциональный накал — часть идеи организаторов: предполагается, что он позволит погрузить гостей (особенно детей и подростков) в происходящее и тем самым привлечь к изучению истории. И, судя по отзывам, эта идея работает.

— Я интересуюсь историей, мне часто хочется узнать что-то выходящее за рамки школьной программы, поэтому я изучаю дополнительную литературу, различные статьи и документы. «Щит Сибири» нравится мне тем, что здесь я могу увидеть историю «вживую», посмотреть на костюмы, доспехи, познакомиться с бытом разных культур и времен, — делится старшеклассник Артур Арутюнян.

Юлия Ожерельева