Омичка, живущая в столице, собирает деньги на съемки короткометражного фильма, события которого происходят в 1937 году. Судя по сюжету произведения, которое ляжет в основу, в то время происходило не только страшное.

На краудфандинговом сервисе Planeta идет сбор средств на съемки короткометражного фильма «Старая песня» по рассказу Константина Паустовского «Колотый сахар». Режиссером станет живущая в столице омичка Елена Чач, окончившая в 2018 году мастерскую В. И. Хотиненко, П. К. Финна, В. А. Фенченко на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Елена — кандидат исторических наук, член Союза российских писателей, у нее за плечами историческое и математическое высшее образование, а также 16 лет работы в журналистике.

Как говорится в описании проекта на сайте planeta.ru, на работу над фильмом «от и до» нужно 1,5 миллиона рублей: нужны исторические костюмы, реквизит и др. Накладывает свой отпечаток и то, что съемки будут проводиться на выезде — в Карелии. Сейчас объявлен сбор 250 тысяч рублей — он продлится до 24 июня. Эта сумма, с учетом налогов и комиссии «Планеты», позволит команде сдвинуться с мертвой точки. На эти деньги планируется организовать экспедицию по отсмотру и утверждению локаций, провести минимальные подготовительные работы к съемкам. Собрав половину суммы (125 тысяч рублей), команда сможет отправиться на поиски места съемок: список подходящих карельских деревень уже есть.

— Елена, как отнеслись наследники Паустовского к вашей идее снять короткометражку?

— Очень доброжелательно. Это интеллигентные люди, живут в Москве. Общение с ними проходило замечательным образом. Я сказала, что люблю этот рассказ и хочу его экранизировать. Объяснила, что проект некоммерческий, делается студентами и вчерашними выпускниками, фактически на энтузиазме. Слышала истории о наследниках, которые запрашивают за право экранизации огромные деньги, но здесь не было ничего подобного, все бесплатно. На прощание мне пожелали удачи, сказали обращаться, если, например, возникнут какие-то вопросы по документам.

— Как бы вы описали атмосферу «Колотого сахара»?

— Для меня важна атмосфера северной белой ночи, которая так впечатлила Паустовского. Помимо рассказов и повестей я читала его письма и автобиографическую прозу, и мне хочется, чтобы фильм был близок к его ощущению Севера. Кто-то советовал снимать в других местах, чтобы было ближе к столице, проще, дешевле, но мне стало ясно, что это будет фальшью. Я хочу снимать в Карелии в белые ночи, иначе мы потеряем Паустовского, оставив только какие-то сюжетные линии.

— Вы уже были в Карелии. Знакомы с ее природой?

—  В Карелии я была проездом, останавливалась неподалеку, в местах с похожей природой. Там совершенно неповторимая и прекрасная атмосфера: это солнце белых ночей, которое лежит на воде, не садится и практически не уходит за горизонт, лодочки, леса вокруг озер…

— Уже представляете себе место, в котором вам бы хотелось провести съемки?

— Это должна быть старая деревня с бревенчатыми домами постройки не позднее начала XX века — я знаю, что недалеко от Петрозаводска такие сохранились. Новых домов быть рядом не должно, старые не должны быть разрушены. Важно, чтобы это была архитектура северного типа. Например, низенькие, вросшие в землю дома, покрытые соломой — точно не наш вариант. Идеально, если для горницы старухи найдется дом, где сохранился в хорошем состоянии интерьер: русская печь, стол, лавки.

— Какая длительность будет у «Старой песни»?

— Это будет моя дебютная режиссерская работа в игровом кино (студенческие фильмы обычно идут отдельной строкой в портфолио будущего режиссера), и я не стала резко замахиваться на полный метр. Длительность будет около 16-18 минут. Для меня это уже серьёзный хронометраж, не 3-7 минут, к которым привыкла за время учёбы. Но это хорошо: у меня есть потребность снимать нечто большее.

— Вы впервые собираете средства на съемки через краудфандинг? Как идет сбор?

— «Старая песня» — мой первый сбор, и я возлагала на него определенные надежды, но реакция оказалась не такой, как я ожидала. Люди узнают, интересуются, но перечисляют деньги лишь единицы. 80% тех, кто перевел средства — мои знакомые, друзья, родственники. От незнакомых людей отклик небольшой. Но я не спешу делать выводы. Уже собрана половина суммы, что хорошо. Время еще есть, и есть надежда, что сбор будет более успешным.

— Если говорить о ваших коллегах, удается им собирать средства таким образом?

— Здесь нужен продюсер, который будет обращаться к частным лицам, организациям, делать посты, объявления в соцсетях, вести страницы, посвященные сбору. У меня такого человека нет, и мне его очень не хватает. Мне приходится быть и режиссером, и продюсером — не говоря о том, что у меня есть работа, которая позволяет мне оплачивать насущные нужды. Чтобы полноценно вести краудфандинговый проект, в день ему нужно уделять не один час. Я знаю, что проекты, где за это отвечал отдельный человек, достигали своей финансовой цели. И напротив, проекты, где режиссеры или сценаристы пытались организовать что-то в одиночку, а потом в той или иной мере пускали на самотёк, надеясь, что «само пойдет», обычно проваливались.

— У вас есть любимый режиссер, на которого хотелось бы равняться?

— У меня есть любовь к отдельным фильмам, но нет такого, чтобы я преклонялась перед конкретным творцом. Для меня важно, чтобы в фильме был свет — не как физическое явление и не как некое воплощение добра и радости. Я говорю о свете, идущем изнутри — это непросто объяснить, это какое-то метафизическое ощущение. Я встречала это в литературе, мультипликации, а в кино — практически нет. Хотя мне бесконечно нравится, казалось бы, простой фильм — «Обыкновенное чудо» Марка Захарова. Он близок к тому, что я ищу в кино — это светлая, грустная, пронзительная и в то же время очень человеческая сказка. И я хочу снимать фильмы, где будет свет, о котором я говорю сейчас.

— Как думаете, в Омске можно снимать кино? Вы ведь почему-то уехали в столицу, чтобы там начать свой режиссерский путь…

— Если говорить о документальном кино, его можно снимать везде. С игровыми фильмами сложнее. Я, к примеру, не слышала, чтобы в Омске были хорошие фирмы, которые давали бы в аренду качественную профессиональную кинотехнику, осветительные приборы. Без такого оборудования сложно снять серьезный игровой фильм, а везти его в Омск — это вообще безумие. Можно, конечно, снимать на мобильный, но это определенный формат, в котором не каждый работает. В теории можно снимать везде. В Омске хорошие театры, актеры — но надо понимать, подходят ли они на конкретные роли. Как исключить несовпадение — писать сценарий специально под омских артистов, везти кого-то из другого города? Дороги не самые дешевые… То есть, в моем представлении, есть очень много ограничений для того, чтобы снимать полноценное игровое кино в Омске. Но уехала я в первую очередь за качественным кинообразованием. Без киношколы для меня путь режиссера сомнителен. На мой взгляд, это, скорее всего, будет какая-то дурная самодеятельность. Конечно, есть самородки, но это исключения.

— Почему, попробовав себя в разных областях, вы решили остановиться на режиссуре?

— Ощущение, что профессия режиссера — это мое, возникло у меня еще в школе, лет в 12. У меня было слабое представление о кино, но было это ощущение на уровне интуиции. Но, когда я заканчивала школу, у нас в семье была сложная ситуация, и ещё у меня было в детстве слабое здоровье, и меня не пустили ехать поступать в столицу. А в Омске учиться режиссуре было негде. Пришлось поступать, лишь бы поступить — и я пошла на исторический, а затем — на математику. Но во время учебы на обоих факультетах я чувствовала, что заниматься этим в течение всей жизни не буду: созвучие внутри возникало только при мысли о режиссуре. Я рассудила, что буду всесторонне развивать мозги, наполнять свою жизнь чем-то интересным, например, живописью, занятиями литературой — и зарабатывать деньги на то, чтобы воплотить свою мечту.

Я привыкла все доводить до конца, поэтому, когда стало ясно, что мой истфаковский диплом с «диссертационной перспективой», я поступила в аспирантуру СПбГУ, где написала и защитила кандидатскую диссертацию. Затем пошла работать в тележурналистику. Но при этом был внутренний конфликт: я чувствовала, что живу чужой жизнью. У меня есть смешная история: когда я уже жила в Петербурге, а денег на обучение режиссуре у меня еще не было, то чтобы хоть как-то «прижиться» в кино, я зарегистрировалась на Ленфильме как актер массовки. Правда, так и не успела ни разу нигде поучаствовать… Я шла к профессии режиссера почти 20 лет, и, кстати, я всегда понимала, что занятие любимым делом и творческая самореализация могут не идти под руку с финансовым благополучием и какой-то успешной карьерой. Но во время учебы на Высших курсах, когда я снимала свои студенческие работы, я была совершенно счастлива: ничто другое мне такой радости не приносило.

Юлия Ожерельева