Как реализация нацпроектов может повлиять на падение роста экономики.

В первом квартале 2019 года Росстат зафиксировал рост ВВП на 0,5%, что оказалось заметно ниже ожиданий и прогнозов Минэкономразвития, которое рассчитывало на рост в 0,8%. Последний раз развитие экономики падало так низко только в 4 квартале 2017 года, когда рост ВВП составлял всего 0,3%.

Такое торможение экономики оказалось слишком резким, если учитывать, что в 2018 году рост валового внутреннего продукта составлял 2,3%, что является рекордом с 2012 года. В четвертом квартале того года ВВП и вовсе вырос на 2,7% в годовом выражении и просто несопоставим с нынешними темпами в 0,5 процента.

Аналитики назвали сразу несколько причин падения темпов развития экономики. Это повышение НДС, низкие темпы роста корпоративного кредитного портфеля и замедление ипотечного кредитования. Все это вместе взятое и оказало сильнейшее давление на внутренний спрос. Добавим сюда сокращение государственного оборонного заказа, фактическое отсутствие какой-либо обрабатывающей промышленности, а также инвестиционного роста, поддерживавшего экономику во время Чемпионата мира по футболу и строительства Крымского моста.

Как заявил главный экономист БКС Владимир Тихомиров, единственный возможный двигатель экономического роста в нынешней ситуации — это увеличение госрасходов на реализацию нацпроектов. Однако с момента оглашения майских указов президента конкретных шагов для их воплощения не видно. Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин сообщил, что на начало апреля для реализации нацпроектов был выделен 221 млрд руб., что составляет только 13% от общего объема средств.

Но как, опять же, заявляет Тихомиров, в следующем квартале ситуация может начать улучшаться.

Между тем экономисты из «Альфа-банка» считают, что эффект от финансирования нацпроектов для роста Российской экономики будет равен всего 0,2% ВВП в год в период с 2019 до 2021 года. Причина заключается в том, что 60% расходов будут направлены на развитие инфраструктуры и на развитие экономики повлияют с некоторым запозданием. Также эксперты отмечают бюджетную консолидацию, которая также оказывает неблагоприятное влияние на рост экономики в краткосрочной перспективе.

Сейчас Министерство экономического развития ожидает рост экономики на 1,3%, в 2020-м — на 2%, а в 2021-м — до 3,1%. Предполагаемый рост должен поспособствовать выполнению поставленной президентом задачи вывести Российскую экономику в пятерку крупнейших мировых, выйдя на рост ВВП выше 3%, сохранив при этом низкую инфляцию.

Глядя на сложившуюся ситуацию с низким ростом экономики на федеральном уровне, не стоит забывать и о положении дел на уровне региональном, где проблемы роста экономики могут отражаться гораздо заметнее.

Итак, есть ли у нас шанс с помощью нацпроектов ускорить темпы роста экономики в Омской области, учитывая те средства, которые на них выделены?

Губернатор Омской области Александр Бурков на совещании о реализации нацпроектов от 21 февраля этого года заявил, что государство выделило региону 129 млрд рублей, при этом отметив, что данная сумма не является окончательной. В 2019 году предстоит освоить 10,6 млрд рублей, в том числе 8 млрд — из федерального бюджета.

Уже известно, что 12 нацпроектов будут поделены на 68 проектов, а эти 68 проектов разделены на 3 группы — качество жизни с планируемыми затратами в 68,6 млрд рублей, экономический рост — 17,7 млрд и комфортная среда — 42,8 млрд.

Уже сейчас для Омской области планируется в 2019 году ремонт 180 километров Омских дорог, строительство двух детских садов, а также пяти современных мастерских в Омском автотранспортном колледже.

В связи с намеченным на ноябрь текущего года визитом Президента РФ Путина в Омск о реализации намеченных на 2019 год планов можно не беспокоиться. Однако на вопрос, как эти проекты скажутся на экономике, действительно ли поспособствуют ее росту, ясного ответа пока нет.

А вот опасения, что деньги на нацпроекты фактически будут освоены варягами из более успешных регионов, в том числе и уральцами, имеют место. И на это есть причины, как объективного, так и субъективного характера. Это и полный развал строительной отрасли, усугубленной крушением гигантской пирамиды «Мостовика», утопившего сотни омских компаний, привлекавшихся к выполнению многомиллиардных шишовских подрядов и не получивших в результате «не шиша». И складывающаяся в последнее время практика привлечения правительством Буркова на омские рынки более конкурентноспособных иногородних компаний, готовых окончательно добить так и не оперившийся омский бизнес.

Таким образом, решающим для нас, омичей, фактором в данном вопросе может оказаться географическая принадлежность основных подрядчиков. Реализация нацпроектов позитивно скажется на Омской экономике в том единственном случае, если их воплощением займутся местные компании. Если же работа над нацпроектами будет поручена иногородним фирмам, то вряд ли можно надеяться на оживление бизнеса, рост экономики и существенное пополнение омской казны налогами.

Вывод: поскольку омский бизнес вряд ли готов сегодня самостоятельно освоить бюджетные миллиарды в рамках амбициозных путинских нацпроектов, то у властей остается только один выход, а именно — требовать от крупных иногородних фирм, претендующих на получение подряда, регистрировать свои компании в Омске, в том числе и новые. А еще лучше, если власти сделают так, чтобы тем же уральцам было выгодно открывать новое юрлицо именно в Омске.

Создание условий для честной конкуренции по освоению бюджетных миллиардов в рамках нацпроектов сегодня для министров правительства Буркова — задача номер один. Это и есть ключ к успеху!

Александр Смирнов