Первым лауреатом журналисткой премии памяти телезвезды Марьяны Киселевой «За поддержку и популяризацию народной культуры», учрежденной областным минкультом, стал редактор районной газеты «Наша искра» из Называевского района Юрий Авдеев.
Нашему ресурсу показалось любопытным задать Юрию Геннадьевичу несколько вопросов о том, как живется в глубинке Омской области.
– Юрий Геннадьевич, возглавляемое вами издание получило неделю назад награду от министерства культуры региона «За поддержку народной культуры». В главном культведомстве Омской области убеждены, что эту сферу надо отдельно поддерживать и поощрять. Согласны ли вы с этим? Или все же не стоит выделять это направление?
— Мне кажется, в данном случае будет не лишним уточнить, что новая конкурсная номинация «За поддержку и популяризацию культуры Омской области» была учреждена министерством культуры в память о талантливой тележурналистке Марьяне Киселёвой, для которой популяризация культуры была не только профессией, но и смыслом жизни. И, конечно, эмоции просто зашкаливали, когда районной газете «Наша Искра» Диплом лауреата в этой номинации вручал ее супруг, культобозреватель Василий Романов.
А нужно ли отдельно поддерживать народную культуру? Нужно просто поддерживать культурную жизнь страны, регионов, районов, мегаполисов и малых городов, сёл и деревень. Не от случая к случаю, не в связи с Годом культуры или Годом театра, не «потому что», а так как «иначе быть не может».
Под народной культурой подразумевают самодеятельные любительские хоровые, хореографические, театральные коллективы, вокалистов районных и сельских Домов культуры, умельцев в народных ремёслах и т. д. Это талантливые люди, проявляющие свои способности не за зарплату (она им не положена, не профессионалы), а за аплодисменты, за одобрительные возгласы «браво».
Их Дома культуры в большинстве своём требуют капитального ремонта, без достаточного околопрофессионального светового и звукового оборудования, где-то холодно зимой и сыро из-за протекающих крыш весной-осенью… Но культурная жизнь здесь не затухает, потому что не перевелись ещё энтузиасты. Им необходимы внимание и поддержка всех уровней власти.
Например, открывшийся после ремонта Лорис-Меликовский Дом культуры стал настоящим глотком воздуха, как для культработников, так и для всех односельчан. Сейчас в Путиловке все с нетерпением ждут начала капитального ремонта ДК.
— У многих заинтересованных читателей складывается впечатление, что вопросы народной культуры не слишком активно поднимаются в местной, да и не только местной, прессе. Не престижная это тема, на которой, видимо, нельзя заработать. Что, на ваш взгляд, необходимо делать, чтобы народная культура, ремесла процветали?
— Народная культура не всегда процветает — это так, но творчество, что называется, бьёт ключом. Почему федеральные и областные СМИ лишь «слегка» замечают это? Не лёгкое это дело писать о неизвестных талантах.
Во-первых, нет желания даже краем глаза взглянуть на их творчество. Проще уныло констатировать: «Наверно будет скучно, это ж любительщина». Во-вторых, о звёздах эстрады, кино, театров, что и как не напишешь, всё будет прочитано. С ними договориться об интервью непросто, но ведь перепечатки из других СМИ никто не отменял.
Иное дело — районные газеты. Они проявляют самое пристальное внимание к культурной жизни своих, и не только, малых населённых пунктов. И это не по чьему-то распоряжению, а просто (повторюсь) иначе быть не может.
— Как с этим вопросом обстоит дело в Называевском районе?
— Районная газета «Наша Искра» очень активна в освещении называевских культурных событий. Потому что поводов для этого немало. Культработники и самодеятельные артисты, юные художники и их педагоги, поэты-любители и рукодельницы превращают серые будни в яркий калейдоскоп событий. Странно было бы всё это не замечать. Например, в прошлом году в Кемерово народный хор русской песни «Раздолье» (Называевский РДК) на XIV Всероссийском фестивале-конкурсе народных хоров и ансамблей «Поет село родное» был в числе лауреатов.
Путиловский народный театр стал обладателем 4 наград, а Называевский народный театр — 5 наград (одна из которых — Гран-при) на областном фестивале любительских театров «Театральные встречи — Одесское-2018». Учащиеся Называевской детской школы искусств — неоднократные победители международных, всероссийских и областных фестивалей. Об этом и о многом другом мы рассказываем в нашей районной газете.
— В регионе существует фестиваль «Душа России» уже не один год — недавно праздновали юбилей. Есть государственный центр поддержки народного творчества. В филармонии по-прежнему работает Омский русский народный хор. Как вы считаете, того, что происходит в регионе, достаточно, чтобы говорить, что народная культура у нас реально есть?
— Мне кажется, что «достаточно» никогда не бывает. Каждый раз хочется большего. Не буду говорить о процветании, но не прозябает — это точно.
— Кроме того, что вы редактор районной газеты, вы еще и режиссер народного театра. Есть в вашем репертуаре постановки, основанные на народной культуре? Пользуются ли они спросом у называевцев?
— Любая, даже самая авангардная постановка в профессиональном или народном театрах так или иначе держится на народной культуре. Называевскому, тогда ещё драматическому коллективу, звание «Народный театр» было присвоено в 1962 году. За прошедшие 57 лет ставились произведения классические и современные, отечественных и зарубежных авторов.
Если брать последние несколько лет, то это «Зима» Е. Гришковца, «Мандат» Н. Эрдмана, «Чествование» Б. Слэйда, «100 лир до венчания» по пьесе Э. Де Филиппо «Филумена», «Лямур пердю, Иван Сидорович!..» по мотивам пьесы О. Богаева «Русская народная почта» и рассказов В. Шукшина. Эти и все предыдущие спектакли у называевского зрителя имели бесспорный успех.
Без аплодисментов, криков «браво» и цветов самодеятельных актёров не отпускают. Зритель у нас в Называевске театральный. Премьера — это всегда событие, билеты в кассе не залёживаются.
— Кто занимается в вашем театре?
— Актёрами народного театра считаю всех, кто однажды сыграл хотя бы эпизодическую роль. Сейчас основной костяк «Сотоварищей» — это Алексей Корнов (директор краеведческого музея), Марина Стапцова, Олег Маслов, Татьяна Чернова, Дмитрий Лушов (работники районного Дворца культуры), Вера Леонова (пенсионерка, бывший учитель физкультуры), Тамара Винс (пенсионерка, бывший директор школы), Владимир Рушев (пенсионер, бывший заместитель главного врача), Дмитрий Дубинин (специалист Дома детского творчества), Надежда Непомнящая (специалист в сфере энергетики), Анастасия Арнаутова (специалист районной администрации), Александр Драганюк и Анатолий Зубенко (студенты Аграрно-индустриального техникума).
Все они безумно талантливые люди. И театр любят не на словах, а на деле: после работы готовы репетировать три раза в неделю по 2 часа в течение не меньше полугода. И, заметьте, бесплатно. На «Театральных встречах» неоднократно отмечались дипломами «Коллекционная труппа».
— Вы человек из глубинки. Многие сейчас уверяют, что село переживает кризис. Заявляется: омская деревня и сельское хозяйство умирают, численность сельского населения неуклонно снижается. Так ли это на ваш взгляд?
— Да, жизнь на селе лёгкой и комфортной не назовёшь. Горбачёвская перестройка и сопутствующие горе-реформы основательно подкосили некогда крепкие хозяйства. Безработица заставила многих искать работу на стороне, уезжать в Омск, в другие регионы. А кто-то держит крепкие подсобные хозяйства и никуда не собирается уезжать.
Однажды в одной из деревень мне сказали: «Вы, городские, любите посмаковать о том, что сельское хозяйство загибается. Не дождётесь. Выдюжим». Правда, и молодёжь не стремиться возвращаться на село. Причины всем известны. Скажу прописную истину: необходима серьёзнейшая государственная программа возрождения сельского хозяйства. Не точечная.
— Как вы считаете, необходимо ли ввести в школах курс народной культуры. А то сейчас многие ратуют за введение курса православной культуры, а о наших истоках забывают.
— Можно в школьную программу ввести курсы народной культуры, только, кто будет преподавать? ЕГЭ здорово потрепало интеллектуальную составляющую нашего государства. Такое количество бездумных инноваторов-оптимизаторов появилось не вдруг. Предел их возможностей — это сиюминутная выгода. О долгосрочной перспективе? Зачем? После меня — хоть потоп. Поэтому я за возврат к советской системе образования. Не безупречной, но не бездушной.
— Всеобщая глобализация позволяет людям с помощью интернета не чувствовать себя оторванными от мира, как бы далеко от крупных городов не располагалось место их проживания. Но все это приводит к тому, что люди начинают терять свои корни. Может быть и правильно говорят некоторые депутаты в Москве, что для того, чтобы сохранить национальное самосознание, стоит создать собственную интернет-систему и ограничить общение с западом? Или период железного занавеса мы пережили и к нему нет возврата?
— Вряд ли какие бы то ни было ограничения помогут сохранить национальное самосознание. Оно или есть или его нет. Основа закладывается на генном уровне, от папы с мамой. Случится ли сбой в дальнейшем воспитательном процессе (семья, детский сад, школа, вуз)?.. Властителем дум будет патриотизм или приторный ура-патриотизм?.. Я критик или критикан происходящих событий в моей стране?.. Очень много факторов влияет на формирование национального самосознания. Железным занавесом его точно не подопрёшь.
Беседовал Виталий Маевский
фото из архива Юрия Авдеева