Разгорается очередной скандал, связанный с именем бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова. Оказалось, что строящиеся во Франции вертолетоносцы «Мистраль» вообще непригодны к эксплуатации в российских условиях.

ИТАР-ТАСС услышал из уст премьера Дмитрия Рогозина шокирующие подробности, связанные с покупкой у Франции, члена НАТО, вертолетоносцев «Мистраль»: «В России не производится топливо для вертолетоносцев типа «Мистраль», поэтому химикам придется искать спецрешение». «Очень странно, что закупаются в наших широтах корабли для переброски десанта, которые не работают при температурах меньше -7 градусов», - сказал Рогозин. Он также отметил, что «в последние годы крайне недостаточно было научное сопровождение тех решений, которые принимались по закупке техники, по сути дела, многие детали остались вне поля зрения». По словам высокопоставленного чиновника, сейчас тщательно изучаются проблемы, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации этих кораблей. «14-15 февраля пройдут консультации российско-французские по военно-техническому сотрудничеству, - информировал вице-премьер. - Наши специалисты, надеюсь, поставят эти вопросы французским коллегам для доработки, для решения этих проблем». 

Глубину проблемы раскрыл военный эксперт, пожелавший остаться неназванным. Для штатной эксплуатации кораблей типа «Мистраль», строящихся во Франции для российского ВМФ, требуется около 50 видов различных горюче-смазочных материалов /ГСМ/ из Европы, многие из которых в России не производятся. Применение «не родных, а российских ГСМ, в том числе дизтоплива для силовой установки, проблематично», так как грозит поломкой самого двигателя, других систем и, как минимум, отменой заводской гарантии, подчеркнул он. «Те, кто стоял у истоков этого приобретения, видимо, раньше не задумывались о том, что при эксплуатации в нашем ВМФ «Мистрали» смогут работать только на сертифицированных ГСМ европейского производства.

Сердце корабля - дизель-генераторы электросиловой установки производства финской компании «Вяртсиля» - работают на качественном дизтопливе, которое в наших российских условиях должно быть зимнего типа, а для функционирования десятков других систем и механизмов требуется еще до 50 видов различных ГСМ, производимых во Франции и других странах Евросоюза, - пояснил собеседник агентства. - Между тем, как мы знаем, в России за пределами 4-5 больших городов есть проблема с заправкой зимой качественным топливом даже дизельных автомобилей». «При этом контрактом на постройку первых двух «Мистралей» для ВМФ России на сумму 1,2 млрд. евро поставка импортных ГСМ для обслуживания этих кораблей в нашей стране не предусмотрена», - добавил эксперт.

Кроме того, продолжил он, единая электроэнергетическая установка «Мистраля» с использованием погруженных главных электродвигателей, размещенных в винто-рулевых колонках, требует частого и дорогостоящего обслуживания с заменой большого числа фирменных расходников, включая сертифицированные смазочные материалы. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, информировал специалист, что, по условиям контракта, после передачи «Мистралей» ВМФ России их заправка во время морских походов возможна только танкерами с сертифицированными в НАТО системами контроля качества ГСМ. «Таких танкеров у нас на флоте нет. Также невозможно представить себе вариант аренды зарубежных танкеров для включения их в состав оперативной корабельной группы ВМФ РФ с участием «Мистраля» для выполнения какой-либо боевой задачи», - заявил собеседник ИТАР-ТАСС.

Игорь Федоров