Как писал БК55, на горячую линию СКР, специально открытую для жалоб предпринимателей, поступили первые звонки из регионов. 

Напомним, что горячая линия была открыта по инициативе президента Путина, потребовавшего от силовиков, и в частности Генпрокурора Чайки, конкретных действий по защите бизнеса. 

В этой связи особую актуальность, на наш взгляд, приобретает содержание письма Генпрокурора Председателю Следственного комитета РФ Бастрыкину, опубликованное в СМИ в конце прошлого года.

Чайка напомнил главе СКР, что его ведомство не имеет права самостоятельно проводить судебно-медицинские экспертизы (СМЭ) по уголовным делам. Криминалистический центр СКР является одним из мощнейших в стране, постоянно расширяется и обновляется. Однако формально работающие в нем эксперты не имеют права на СМЭ, так как не являются медработниками, да еще и находятся в служебной зависимости от руководства СКР, что также запрещено законом.

Кроме того, Юрий Чайка напомнил, что есть также и ФЗ о «Государственной судебно-экспертной деятельности», в котором перечисляются те органы, которые могут иметь экспертные подразделения, но СКР в их числе нет. Заканчивает перечисление своих доводов генпрокурор еще одной ссылкой на УПК, в котором говорится о независимости и объективности эксперта. В частности, ст. 70 УПК предусматривает обязательный отвод эксперта, «если он находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей». Между тем эксперты СКР находятся, по мнению прокуратуры, «в административном подчинении руководителей следственных органов», что может влиять на «право участников судебного делопроизводства на беспристрастное и справедливое судебное разбирательство».

Увы, в реальности же в Омске, все обстоит как раз наоборот. СКР возбуждает уголовные дела и сам же проводит экспертизы, зачастую с грубейшими нарушениями.

Хочется верить, что послание Президента Федеральному собранию в части защиты бизнеса поможет Генпрокурору Чайке проявить твердость в отстаивании идей, направленных на оздоровление судебной практики.

Ниже мы приводим выдержки из письма Генерального прокурора РФ Председателю Следственного комитета РФ Бастрыкину А.И.:

<…> позиция, отраженная заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Гринем В.Я. в информационном письме от 24.07.2018 №36-10-2018 «Об использовании в качестве доказательств заключений судебно-медицинских экспертиз, проведенных экспертами Следственного комитета Российской Федерации», является обоснованной.

<…> Согласно Федеральному закону №323-ФЗ, судебно-медицинские исследования в отношении людей, в том числе умерших, отнесены к профессиональной медицинской деятельности и подлежат обязательному лицензированию. <…> Следовательно, судебно-медицинские экспертизы вправе проводить только профессиональные медицинские работники, соответствующие всем установленным Минздравом России требованиям <…>.

<…> Не может быть принята во внимание и ссылка на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.09.2015 №1827-0 в качестве аргумента, подтверждающего возможность проведения СК России экспертиз, поскольку заложенный в нем правовой смысл не свидетельствует о наличии такого права.

<…> Не поддерживается и мнение о допустимости заключений экспертных исследований, произведенных сотрудниками СК России на основании подпункта 1 пункта 7 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, введенного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 №38.

<…> следует учитывать Федеральный закон от 31.05.2001 №73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности», статьей 11 которого установлено, что субъектом государственной судебно-экспертной деятельности могут являться специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти либо экспертные подразделения, созданные федеральными органами исполнительной власти. Между тем, согласно Федеральному закону №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №403-ФЭ), СК России не относятся к перечисленным органам.

<…> Их участие в экспертных исследованиях в качестве негосударственных экспертов также не допускается. В соответствии со статьями 12.1 12.2 Федерального закона от 25.12.2008 №273 «О противодействии коррупции», наряду со служебными обязанностями сотрудники СК России могут осуществлять лишь преподавательскую, научную и иную творческую деятельность.

<…> при проведении экспертиз лицами, находящимися в административном подчинении руководителей следственных органов СК России, нарушаются содержащиеся в пункте 2 части 2 статьи 70 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статье 7 Федерального закона №73 требования о независимости и объективности эксперта, которые являются частью правового механизма, обеспечивающего право участников уголовного судопроизводства на беспристрастное и справедливое судебное разбирательство.