Проблемы случаются не только с заброшенными памятниками, но и с вполне благополучными. Точнее, эти проблемы искусственно создаются..
Есть у нас в Омске дом-памятник на Косарева, 103. Интересный особняк конца 19 в., характерный для своего времени, с высоким крыльцом, ведущим с улицы сразу на второй этаж. Дом интересен еще и своей аутентичностью, один из немногих в Омске он сохранил подлинный интерьер. Владелец безупречно сохраняет дом.
В свое время он уцелел благодаря тому, что в нем жил известный большевик Емельян Ярославский. Черт бы с ним, известный безбожник был. Но хоть одна добрая память о нем осталась, помог дом сохранить.
За долгую историю дом закопали. Первоначально окна 1 этажа не были на земле. А еще исторически при доме была большая усадьба с комплексом надворных построек, характерных для особняков. Часть двора между основным домом и конюшней была застроена еще до революции. При Ярославском там находился гараж, в котором стоял закрепленный за ним автомобиль. Все эти постройки успешно просуществовали до конца 20 в., пока при мэре Шрейдере не началось строительство «Флагмана», когда все они были снесены. Хотя в них размещалось все инженерное обеспечение дома: теплоузел, водомерная, электрощитовая. Снесли и черную лестницу, примыкавшую к дворовому фасаду.
«Флагман» построили в нескольких метрах от памятника.
Возникает ряд вопросов: как историческая усадьба дома на Косарева, 103 попала в пятно застройки «Флагмана»; почему у памятника не оказалось охранной зоны; кто согласовывал строительство «Флагмана» почти вплотную к памятнику. Более того, при строительстве были попытки вообще избавиться от памятника, чтобы он не мешал «Флагману». Памятник удалось отстоять.
Но чтобы его можно было эксплуатировать на месте снесенных усадебных построек, нужно было восстановить помещение для инженерного обеспечения дома, потому что именно к этому месту подходили вводы инженерных сетей. Да, это помещение располагалось вплотную к «Флагману», но оно восстановлено там, где и стояло до «Флагмана». Кстати, от «Флагмана» оно отделено глухой стеной, которая является брандмауэром. По пожарным нормам при наличии брандмауэра здания могут стоять вплотную.
Сейчас владелец дома на Косарева, 103 вынужден в одиночку отбиваться от претензий владельцев «Флагмана», желающих решать свои проблемы за счет соседа путем сноса необходимой пристройки.
Вот бы омскому минкульту вступиться за памятник, тем более что их попустительство создало эту проблему.