С прошлого года в Омской области создаётся система, при которой формируется единый исполнитель под государственные дорожные заказы с объёмами до 8 млрд рублей. На это внимание БК55 обратил источник из самой дорожной отрасли, попросивший его не называть.

Как он уточнил, аукционы на содержание региональных дорог прошли с серьёзными нарушениями законодательства. Поясним: 26 декабря была размещена заявка, а уже 12 января итоги торгов были подведены. Единственным участником аукциона было АО «Омскавтодор». По закону заявку нужно было размещать в течение 20 дней от даты объявления несостоявшимся предыдущего аукциона – то есть после 16 января.

Остальные возможные претенденты либо физически не успели заявиться на участие в новом тендере, либо просто не «потянули» условия тендера. При разделении заказа на три лота за каждый нужно было внести залог по 100 млн рублей (соответственно 300 млн – в целом). Потенциальные участники не должны были иметь налоговой задолженности (у «Омскавтодора» она есть). И наконец – на момент участия в тендере у «Омскавтодора» официально не было руководителя.

Объём по заказам составил 2,9 млрд рублей. 

Отметим, что ранее контракты заключались по «географическому признаку», в том числе и с государственными предприятиями дорожного комплекса Омской области.

«Вследствие этого имеем на сегодня несбалансированность управленческих решений с размытой ответственностью, так как проекты государственных контрактов изначально готовятся под «своих», не предполагая какую-либо конкуренцию.

Все «свои» руководители на местах без профессиональной подготовки, а отсутствие аттестованных квалифицированных кадров и стремительный отток последних инженеров дорожной отрасли в другие регионы приведет к потере управления на уровне подведомственных местных ДРСУ и в целом дорожно-строительного комплекса Омской области», – отметил источник.

Уже сейчас видны результаты «успешной работы»: в предбанкротном состояния находятся пять государственных дорожных предприятий: ДРСУ-2, ДРСУ-3, ДРСУ-5, ДРСУ-6, Тюкалинское ДРСУ, на подходе из «почти живых» оставшихся 28 дорожных государственных организаций ещё 8 предприятий.

Далее выход может быть очень простым – процедура банкротства и их выкуп за копейки.

Кто может купить эти предприятия – точно не совсем понятно. Но смысл купить их за копейки есть – у них есть имущество, которое можно перепродать подороже, прежде всего – техника.

Омское УФАС выносило четыре решения о проведённых тендерах. Одну из жалоб 27 декабря минувшего года подала общественная организация «СтопКартель». Она касалась ремонта дорог на севере области: в Большереченском, Колосовском, Большеуковском, Тарском, Тевризском, Тюкалинском, Знаменском, Саргатском и Усть-Ишимском районах (на общую сумму более 927 млн рублей). 10 января жалобу рассмотрели, признали необоснованной и предписание не выдали. 11 января на тот же тендер пожаловался индивидуальный предприниматель Маматов – и жалобу признали частично обоснованной, но предписание также не выдали.

Источник БК55 не исключает обвала в областной дорожно-строительной отрасли и прекращения выделения средств из федерального бюджета. Есть сомнения и в том, что 30-летний региональный министр строительства и ЖКК Антон Заев, специалист без профильного образования, «всю сознательную жизнь» проработавший в дорожной отрасли, владеет сложившейся ситуацией. 

«Предусмотрительно поставив своих «эффективных менеджеров» на ключевые посты, в казённое учреждение «Управление дорожного хозяйства Омской области» (Заказчик) Динара Курманова в должности директора и АО «Омскавтодор» (единый генподрядчик) Алексея Шипилова в должности генерального директора, Омская область не только «заедет» на дорогу, ведущую в никуда, но и навсегда забудет, что такое федеральное финансирование и дорожный фонд региона», – добавил собеседник.

Как известно, федерального финансирования на ремонт дорог можно лишиться, не осваивая ранее выделенные на него деньги.

ОТ РЕДАКЦИИ. Напомним, позиция редакции БК55 не всегда совпадает с мнением авторов публикаций. В поисках истины мы готовы предоставить возможность высказаться и другим участникам сферы дорожного строительства.