Омичка, которая 13 лет занимается социальными проектами, рассказала о том, как в отдельном микрорайоне удалось организовать раздельный сбор мусора, и какие сложности с реализацией успешного проекта возникли на уровне города в целом.

– Расскажите о результатах вашего проекта «Куритиба в Сибири».

– Мы с Натальей Ткаченко организовали в 2016 году. Накопили деньги, решили взять пилотно одну школу и поработать над темой раздельного сбора мусора – это одна из самых существенных проблем Омска. В итоге проект вылился в экологическое воспитание в целом. Попасть в школу №10, которая находится в Солнечном, нам удалось благодаря ее потрясающему директору – Ирине Юрьевне Руденских. Она неравнодушна к вопросам экологии. Приглашали в школу Ивана Притуляка, актера и радиоведущего, он читал лекцию педагогам, вдохновлял их. Давали учителям успешные практики проведения экоуроков. Также была активность в месте расположения школы: к примеру, мы договорились с бизнесменами (компания «Регион55»), поставили контейнер под раздельный сбор мусора. Совместно с одним из омских заведений проводили акцию по обмену мусора на еду. В ней поучаствовало немало детей, у которых закончились уроки, и местных жителей постарше. За каждый отсортированный пакет мусора с бумагой или стеклом они получали огромную булочку с корицей. На это было потрачено около 3-4 тысяч рублей. Это один из самых загрязненных районов города (Солнечный), и он никогда так не блестел!

– Недорого и эффективно. Почему бы омским властям не взять идею на заметку?

– Мы и отправились к властям. И, наверное, три месяца блуждали по кабинетам минприроды, Департамента образования, Департамента городского хозяйства. Рассказывали, как важно сделать субботники с раздельным сбором мусора. Говорили про бизнесменов, которые готовы вывозить сортированный мусор бесплатно. Выигрывают все, в том числе и власти, которые меньше платят за вывоз своему подрядчику. Нам сказали: «Да это всё сложно». После этого мы с командой организаторов впали в глубокую депрессию и, наверное, год из нее не выбирались и не брались ни за какие некоммерческие проекты. После «Куритиба в Сибири» у нас был большой перерыв, мы физически не могли ни за что взяться. Три месяца пытались масштабировать отличную историю успеха... Не нужно большой команды, чтобы организовать большое дело. Наш проект можно реализовать в школах по всей России. Мы вдвоем провели его в одной школе, его можно масштабировать, и для этого не нужно значительных ресурсов. Только команда активистов, работающих с энтузиазмом. И инвестиции.

– Если говорить о цифрах, сколько мусора насортировали омичи за время проекта:?

– Каждые четыре дня вывозился полный контейнер (3,5 куба) сортированного сырья. Кроме того, проводилось соревнование, практически как в СССР, по сбору макулатуры и пластика. За три месяца мы собрали 4,2 тонны макулатуры и больше 120 кг ПЭТ бутылок. Это все не попало на свалку, а было отправлено на переработку.

– Как бы вы аргументировали важность сортировки, чтобы достучаться до умов и сердец?

– Ресурсы не безграничны. Чтобы создать бумагу, нужно вырубить деревья. Мы не можем себе этого позволить, потому что это «легкие» планеты, они нужны нам. С пластиком то же самое. На поверхности мирового океана существует гигантские пластиковые острова. Пластик серьезно ухудшает экологическую ситуацию на планете. Почти любая рыба, которая попадает к вам на стол, проглотила в своей жизни много микропластика, и вы уже едите это и осложняете себе здоровье. Делать свою жизнь экологичнее стоит прямо сейчас, и начинать надо уже с себя. Эту идею мы в ходе проекта доносили детям, а дети уже доносили своим родителям. Хочется верить, что дети, которые поучаствовали в проекте, и их семьи никогда не выкинут батарейку или ртутную лампочку в обычную мусорку. Одна батарейка загрязняет 20-40 кв. метров земли тяжелыми металлами, и таких батареек в наших лесах все больше. Это критично сказывается на земле и на грунтовых водах, вредные вещества попадают в реки, и мы это пьем... На сайте Greenpeace есть карта, где указаны точки сбора, в частности, батареек в разных регионах.

– Что-то можно сделать для глобального и стабильного осознания?

– В Белоруссии, к примеру, экологическую культуру воспитывают с детсадов. Нам до такого далеко, хотя это оптимальный возраст. Поэтому нам нужно хотя бы в школах сделать интересные уроки экологии. Сейчас это урок считают дополнительным и, по сути, не особо нужным. Когда мы реализовывали проект «Куритиба в Сибири», мы поняли, что дети в старших классах становятся немного «зомби». Их накачивают теорией, но не учат быть созидательными. Наверное, это ключевой вопрос. Человек будет заботиться об экологической культуре, когда он будет созидательным. И уроки в школе должны строиться в формате обмена, а не потребления. И это серьезная проблема, за которую я не берусь, но в рамках нашего проекта мы старались рассказывать о том, как можно сделать свой быт созидательным. Поставить контейнер под сортировку, сдавать опасные отходы, приобретать вещи в секонд-хендах, если это кажется приемлемым, или брать на «свопах» (это мероприятия, где происходит обмен одеждой), брать в кафе кофе без пластиковой крышечки, или вовсе приходить со своим удобным многоразовым стаканом...

– А если говорить о походах в супермаркеты, какие навыки экологичного потребления полезно освоить?

– Вместо полиэтиленовых пакетов для фасовки овощей и других весовых продуктов можно использовать специальные тканевые мешочки, их можно сшить самому или приобрести у тех, кто на этом специализируется (в Омске, к примеру, это творческое объединение «Внутри ежа»). В Европе это уже часть культуры, люди привыкли брать с собой в магазин несколько мешочков. Также в Европе и США появляются магазины, где отсутствие тары является преимуществом. Это не только экологичнее, но и экономичнее. Я надеюсь, что и наши предприниматели подтянутся, и будут появляться магазины подобные торговые точки. Если мне в супермаркете навязали пакет, я сдаю его в переработку. В городе уже много лет существует мобильный прием вторсырья, туда можно отдать пакеты. Вообще, не думаю, что человек должен чувствовать вину за упаковку. Но полезным для всех будет постепенно, в комфортном для себя ритме улучшать собственный быт, двигаясь в сторону экологичного потребления. Это касается, в частности, и одежды. Считается, что модная индустрия находится на втором месте по загрязнению планеты. Люди покупают «одноразовые» вещи, в мире больше 3/4 одежды попадает на свалку. В Омске, чтобы привлечь внимание к этой теме, мы делали проект «Феникс». Ставили контейнеры, где собирали одежду. Омские дизайнеры перешивали вещи и делали из них шедевры. Часть одежды отправлялась на переработку или нуждающимся. Сегодня в Омске есть и другие проекты, куда можно сдать ненужные вещи: Кладовая добра, Каритас, Кладовка.

– А если говорить о питании?

– Одно из мероприятий, которое мы проводили с Наташей – рынок местной еды «Огород». Там были представлены только веганские и вегетарианские продукты. Не все задумываются о том, что по загрязнению окружающей среды недалеко от нефтехимии и модной индустрии ушло сельское хозяйство, особенно скотоводство. Формат был придуман для того, чтобы подумать об этом влиянии. Я не говорю, что нужно отказываться от мяса, наш мозг так устроен – ему необходимы белки и аминокислоты для полноценной работы. Я ем мясо, но стараюсь делать это очень редко, когда есть потребность, придерживаться интуитивного питания. Всем нам полезно хотя бы на несколько дней в неделю становиться вегетарианцами.

– На экоуроках вы просвещаете детей. А взрослые – как изменить их?

– Я не питаю иллюзий: нельзя переделать старшее или среднее поколение, нужно работать только с младшим. Невозможно переделать взрослого человека, у него свой тип мышления. Он может что-то изменить, только если придет к этому осознанно. Никакого насилия тут быть не может, только денежное. Впрочем, что касается денежного насилия, я всеми руками «за». Выкинул мусор мимо урны – штраф. Сортируешь мусор – платишь меньше за коммунальные услуги по его вывозу.

– Я правильно понимаю, что экономия средств тут – не самоцель?

– На недавнем круглом столе, посвященном работе с твердыми бытовыми отходами, меня изумила позиция Александра Лихачева, который был советником губернатора по проблемам ЖКХ. Он заявил: «я не нищий, чтобы сортировать мусор». То есть, он считает это ниже своего достоинства. Если такие люди у нас определяют политику, то у меня большие вопросы к этой политике. Сортировать мусор нужно не потому, что ты нищий или богатый. Тут как раз вопрос духа. Нищий духом задумывается только о своем потреблении и о том, как сделать его комфортнее. А богатый духом хочет приумножить богатство природы. Если это невозможно, то хотя бы сохранить его. Разделять мусор – экономически это может приносить прибыль, но лично делаю это, потому что это идеологически правильно. Мы с семьей любим бывать на природе. Видеть в лесу огромные кучи мусора больно. Если эти бутылки и банки могут быть вторично использованы, почему они должны оседать в лесу, уничтожать эту прекрасную природу? Сортировка должна быть. Если бумага попадает на свалку, она мокнет там и уже не годится для переработки. А дома сложил аккуратно сухую бумагу, накопил и сдал. Я сдаю в школы, потому что школа за это получает копеечку. Всем выгода. Разделением мусора нужно заниматься с пеленок до старости.

Юлия Ожерельева