Министерство финансов внесло в правительство новый вариант законопроекта, стимулирующего безналичные расчеты среди физических лиц. Мнения омских экспертов относительно этих поправок разделились: одни оценивают их положительно, а другие видят в них нарушение прав, сообщает БК55.

Один из основных пунктов законопроекта заключается в том, что наличными средствами с юридическими лицами гражданин сможет расплачиваться в случае, если общая цена товара или договора не превышает 600 тыс. рублей, пишет газета «Известия». При этом документ не вводит ограничения для расчетов в наличной форме между гражданами и расчетов граждан с индивидуальными предпринимателями. Согласно итоговой редакции документа, под действие поправок попадают лишь расчеты граждан с юрлицами, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Кроме того, изначально 600 тыс. рублей не должна была превышать «сумма расчетов», сейчас же речь идет о цене договора или товаров (работ, услуг), что помешает гражданам «раздробить» платеж на несколько сумм, не превышающих максимального значения.

Как заявил БК55 гендиректор агентства недвижимости «Авеста-риэлт» Валерий Райс, новые поправки в законопроект не сильно отразятся на сделках с недвижимостью, осуществляемых омичами:
- Если один человек покупает квартиру у другого, то такая сделка и с новыми поправками может проводиться по наличному рассчету, прокомментировал он, - около 95% сделок проводятся именно между физическими лицами, а сделки с участием юрлиц и так осуществляются по безналичному расчету.

Казалось бы, новации минфина должны быть выгодны для банкиров. Так, председатель совета директоров «ИТ Банка» Владимир Волков сказал, что сейчас плата клиентов за расчетно-кассовое обслуживание не окупает затрат банка. Но банкир не считает, что данный закон могли пролоббировать банки. По его мнению, государство само устало бороться с «безналичниками», которые, объявляя себя банкротами, продолжают иметь на руках крупные суммы денег. На простых людях уход от наличных платежей скажется положительно:

- Такой закон в первую очередь защищает самих людей, - считает Волков. - Когда человек осуществляет платежи через банк, то информация о них долгое время хранится в базе данных. Если ему когда-либо понадобится, к примеру, доказать в суде, что он действительно оплачивал какие-то товары или услуги, то подтверждение этому можно будет найти, в то время как бумажный документ может потеряться.

Заведующий кафедрой государственного и муниципального права ОмГУ Александр Костюков считает, что прямое декларирование безналичного расчета для физических лиц — это нарушение их прав. К тому же, по мнению эксперта, законопроектом проблему не решить. Страна технически не готова к переходу на безналичный расчет. «Нужно просто развивать эту инфраструктуру, тогда граждане сами привыкнут к такой системе, которая сама по себе очень удобна», - комментирует он в интервью БК55.

Олеся Мельник