Что недоговаривают чиновники про муниципальный контракт? Почему в будущем году бесперебойная работа общественного пассажирского транспорта в Омске под большим вопросом? Отвечает председатель СРО «Омские перевозчики».
– Владимир Геннадьевич, с точки зрения чиновников, предлагаемые перемены в транспортной сфере дадут только плюсы: система муниципальных контрактов позволит и бюджет наполнить (так как вся выручка будет инкассироваться), и заставит частных перевозчиков «выйти из тени», и будет стимулировать принимать безналичные платежи, и создаст условия для отображения всех автобусов (в том числе и маршруток) в программе «мой маршрут» и т.д. и т.п. Так что же вас настораживает в системе муниципального контракта?
– Дело скорее не в самой системе, а в том, как это будет реализовано. Уже сегодня муниципалитет объявил 11 лотов на различные маршруты, которые предполагает выставить на конкурс с дальнейшим заключением муниципальных контрактов. Четыре лота (на сумму 1,8 миллиарда рублей) прописаны под автобусы среднего и большого класса, где каждый лот – по 450 миллионов рублей. Очевидно, что эти лоты по силам только очень крупным игрокам на рынке пассажирских перевозок.
А в конкурсной процедуре по оставшимся семи лотам (на сумму 128 342 095 руб.) могут принять участие предприятия малого и среднего бизнеса. Это позволило нам впервые ознакомиться с текстом самого контракта. Что настораживает и на что мы обратили внимание?
Первое: в самом контракте представлены расчеты по расходам, и по логике – стоимость контракта должна включать 100% приведенных затрат, но на конкурс выставляется сумма уже на 18% меньше!
Это первое, что бросается в глаза, и объяснения этому нет. Получается, что платить в соответствии с расчетами затрат (представленными не перевозчиком, а рассчитанные муниципальными же специалистами) собираются изначально меньше как минимум на 18%. С этими условиями может ознакомиться каждый, изучив конкурсную документацию, где, к примеру, расчет всех затрат (по определенному маршруту) приводится на 23 миллиона рублей, а цена контракта – всего 19 миллионов рублей. В этом случае нам предлагают урезать какие-то расходы? Или вкладывать дополнительные деньги из личных средств?
– А что еще «бросается в глаза»?
– В контракте средний пробег автобуса на маршруте указан от 110 до 170 км. Поверьте профессионалам – это очень заниженные цифры. В реальности показатели всегда больше. И если разделить указанный в контракте километраж на количество автобусов на маршруте, то получается, что приведенное количество километров (по определенному маршруту) хватит только на полдня работы.
Выхода два: либо водитель работает с утра до 14.00 (примерно за это время он пройдет все указанные километры), либо отработает утренний «час пик» и загоняет автобус на стоянку до вечернего «часа пик». Но при этом оплату он получит за целый день, а пассажиры не увидят нужный им маршрут в дневные часы. Это что, улучшение качества обслуживания пассажиров, с точки зрения авторов муниципального контракта? Думаю, что за такую работу омичи, «Спасибо», не скажут.
Третье. Для того, чтобы просто участвовать в торгах, нужно перечислить 0,5% от суммы контракта устроителям торгов, якобы за работу с представленными документами. Если цена контракта, как мы говорили выше, 19 миллионов рублей, то необходимо перечислить (каждому участнику торгов!) по 95 тысяч рублей. А победитель торгов в соответствии с п. 8.1.1, в котором указан размер обеспечения исполнения контракта, должен перед официальным заключением контракта перечислить в бюджет города сумму в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта.
То есть 1,9 миллиона рублей перевозчик должен вынуть из оборота и не пользоваться этой суммой целый год! Много у нас таких перевозчиков? Я уж не говорю о том, где ПАТП №8 возьмет деньги для обеспечения контракта по 7 лотам. Мэрия предоставит банковскую гарантию, городской бюджет будет за них платить или этот пункт контракта муниципального предприятия не коснется?
Понимаю, что очень соблазнительно без всяких затрат еще в начале года со всех перевозчиков получить в бюджет порядка 12,8 миллиона рублей (это 10% от стоимости семи лотов на сумму 128 миллионов рублей). А как будет в течение всего года работать общественный транспорт никого не интересует?
– Что думаете по поводу инкассации и возврата перевозчикам денежных средств из бюджета?
– Мало того, что сама услуга по ежедневной инкассации (не из дешевых) будет оплачиваться перевозчиком, так еще и возврат денег из бюджета производится подекадно. По условиям контракта должно пройти не менее 10 дней, после которых перевозчик имеет право подать документы на возврат денежных средств. Это не значит, что на одиннадцатый день деньги будут у перевозчика. Документы рассмотрят, проверят, отправят в департамент финансов. Потом деньги через казначейство должны быть перечислены на расчетный счет предпринимателя, и эти процедуры могут занять от двух до пяти дней. Но это в теории, а на практике вся процедура возврата может затянуться и до 20 дней. А это значит, что как минимум полмесяца (а то и больше) на заправку и ремонт автобусов перевозчик должен тоже где-то дополнительно искать деньги.
Причем, по логике чиновников, сумма возврата денежных средств для частного перевозчика должна формироваться из средств выручки, полученной от пассажиров, но это, опять же, в идеале, а с учетом постоянно падающего пассажиропотока инкассируемая выручка может быть и меньше необходимой суммы, которую нужно возвращать по условиям контракта. Этот момент никак не оговорен в контракте. И что будет происходить в этом случае? Перевозчик будет получать меньше денег? Или разницу будут опять доплачивать из городского бюджета? Кто сегодня ответит на эти вопросы?
– А если автобус перевозчика попал в ДТП, эта ситуация как-то оговорена в муниципальном контракте?
– В том-то и дело, что нет. Но за нарушение графика движения транспортных средств предусмотрены штрафные санкции. Вообще пункты раздела №6 под названием «Ответственность сторон» больше похожи на односторонние «штрафные санкции». Вот, к примеру, текст одного из пунктов: «За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом... Подрядчик уплачивает штраф в размере 2 процентов от цены контракта…». В случае стоимости контракта 19 млн руб. такой штраф составит 380000 рублей. А расплывчатая фраза «ненадлежащее исполнение» может трактоваться очень широко и одновременно являться основанием для удержания штрафов по любому поводу. То же самое ДТП, о котором вы упомянули, должно трактоваться как форс-мажор, а не как «ненадлежащее исполнение». Конечно, в случае несогласия по каждому поводу можно судиться с мэрией, но быстрым этот процесс никак не назовешь, и работать до решения суда нужно будет за свой счет, чтобы не накапливать еще больше штрафных санкций. Вот и выходит, что муниципальный контракт – это прямая дорога к банкротству частных перевозчиков, и такие примеры уже были. А значит, в будущем году бесперебойная работа общественного пассажирского транспорта в Омске будет под большим вопросом.