Всё зависит от действий правительства.
Сегодня в беседе на круглом столе в пресс-центре «МКР-Медиа» на тему ситуации на топливном рынке России и мира заместитель генерального директора московского Института национальной энергетики Александр Фролов дал ответ на вопрос, насколько могут повыситься цены на бензин и другие виды моторного топлива в январе 2019 года.
В целом он не взялся прогнозировать как-то конкретно, так как прогнозы зависят от решений, которые в обозримом будущем примет правительство России и в первую очередь его экономический блок, где смотрят на экономику нефтепереработки, которая последние годы демонстрирует отрицательную динамику (т.е. терпит убытки). Но предположить повышение цен можно уже сейчас, во многом из-за действий спекулянтов на топливном рынке.
«Если действительно объём акцизов, собираемых с рынка, их сумма не «просядет» значительно относительно текущего объёма, то есть все предпосылки к тому, чтобы цены начали расти ещё в декабре. Потому что те же независимые игроки смотрят на рынок и понимают: НДС повысится, НДПИ вырастет... Они же не дураки, они понимают, почему всё это зависит. Вон даже Топливный союз делает заявления. Мол, смотрите, вот тут что-то происходит с себестоимостью, с ней надо что-то делать. Они уже перестали рассказывать истории, что это вертикально интегрированные компании не поставляют на рынок. Объёмы – вот они, они всем видны. Большая часть бензина идёт на внутренний рынок», – сказал Фролов.
На экспорт, добавил он, в год идёт сейчас 4 млн тонн бензина (менее 10% от всего производства). Он напомнил, что действительно в стране был период, когда не хватало зимнего дизельного топлива, но с этим справились. Это был частный случай.
«А здесь проблема в другом. Вероятность подорожания велика. Причём что касается спроса: может начаться ускоренный ажиотажный спрос в декабре. Потому что все знают, что в январе цена может вырасти. То есть люди начнут создавать запасы. Забьют нефтебазы, всевозможные ёмкости вплоть до канистр, к чему это приведёт? К тому, что на бирже объём спроса превысит предложение и цены повысятся. И что будут с этим делать? Готовы ли к этому? На мой взгляд, это вполне вероятный сценарий. Он базируется на том, что уже происходило на рынке», – выразил мнение Фролов.
Возможно, отметил эксперт, власти что-то делают с мелкими игроками, которые спекулируют и не занимаются производственной деятельностью. Это может сказаться, потому что для спекулянтов декабрь уже представляется как «сенокос», когда можно будет заработать особенно много денег. Закупить в декабре больше по старым ценам, дешевле и перепродать дороже, потому что есть спрос и игрок закупил чуть раньше – дело нехитрое. «Выбивание» же таких игроков может положительно сказаться на уровне цен, чтобы в декабре их скачка не произошло. И оставшиеся игроки будут вести себя прилично.
Первыми могут поднять цены на топливо независимые АЗС. Вертикально интегрированные компании скорее сделают это через недели две-три после них. Если правительство не начнёт стучать кулаком по столу.
«Я считаю, что вероятность роста цен при неизменности планов по увеличению налогового бремени велика. На три-четыре рубля. Только из-за акциза. Плюс НДС. Но я не подпишусь, что точно повысится на столько. Кроме того, в плане мировых цен на нефть интересно, что решит «ОПЕК Плюс». Уже понятно, что ОПЕК ничего не решает. Она показала свою неспособность влиять в текущих условиях. А «ОПЕК Плюс» уже можно рассматривать как квазикартель», – резюмировал он.