С таким призывом на юбилейном вечере, посвященном 100-летию Ханжарова, выступил еще один экс-руководитель старейшего местного учреждения Мельпомены Борис Мездрич.

Уволенный с поста директора Новосибирского театра оперы и балета из-за конфликта, связанного с оперой «Тангейзер», после чего долгое время находившийся в опале, г-н Мездрич со сцены Омского академического вспоминал, что во времена руководства Ханжарова «творческое было выше интрижного».

«Он сумел создать такой психологический и профессиональный климат в театре, при котором интересы дела, театра всегда превалировали. Любой конфликт разрешался в пользу дела – и это высочайший профессиональный пилотаж. Он собирал актёров, искал их вместе с худруками, привозил. Основная часть труппы сформирована им», – заявлял ранее Борис Мездрич.  

Ханжаров руководил Омской драмой с 1962 по 1988 годы. Как свидетельствуют источники, отпускать на пенсию выше стоящие организации Мигдата Нуртдиновича не хотели. Было желание оставить 70-летнего Ханжарова хотя бы в должности замдиректора, но чтобы он был в театре. Без него Омскую драму представить было сложно. Практически нереально.

«Но в дело вмешалась чиновная дама, заправлявшая тогда культурой в Омске. Она настояла, чтобы Ханжаров ушел. Мигдат Нуртдинович уехал после этого в Ростов», – рассказал нашему ресурсу источник.

На мемориальном вечере в Омской драме прозвучало главное: именно при Ханжарове символ Омска и памятник архитектуры – театральное здание приобрело тот вид, которое имеет и по сию пору. Ранее это был просто зал для приема публики и артистов без прилегающих цехов. Благодаря Ханжарову была создана вся необходимая инфраструктура.

«Мигдат Нуртдинович говорил, что труппа должна представлять собой ожерелье, состоящее из крупных и мелких бусин. Если будут только крупные бусины – личности – театральный коллектив будет нестабильным», – вспоминал на вечере Эдуард Цеховал, до недавнего прошлого директор Рижского театра русской драмы, а до этого работавший заведующим постановочной частью в Омском академическом.

Выяснилось, что и в настоящее время заветы Мигдата Ханжарова выполняются.

«Когда из театра уехал Евгений Марчелли, который успешно трудился у нас главным режиссером, многие хотели к нам прийти работать, но мы взяли главрежем Георгия Цхвираву, потому что он застал еще Ханжарова», – заявил нынешний директор Омского академического театра драмы Виктор Лапухин.

«Я после окончания столичного учебного заведения приехал в Омскую драму, думал, что года два поработаю и уеду. Но тут были такие люди, что оторваться не смог», – поделился воспоминаниями экс-звезда омских «академиков» Дмитрий Лебедев.

О профессионализме директора Ханжарова свидетельствовал и тот факт, что артисты были приучены к четкому распорядку: в 11 утра репетиция, в 7 вечера спектакль, а аванс и зарплата четко в определенные дни.

«Однажды зарплаты в указанный день мы не увидели – был какой-то форсмажор с документами. Так Ханжаров занял у одного богатого омича деньги и с чемоданом дензнаков пришел в Драму выдавать жалованье артистам», – поделился очевидец деятельности легендарного директора Ханжарова.

Заметим, что мемориальный вечер памяти директора – это уникальное событие. Обычно чествуют режиссеров, художников, актеров, но в данном случае величина таланта руководителя была столь весома, что помнят Мигдата Ханжарова до сих пор. В Омске живет его дочь Лариса Ханжарова.

Виталий Маевский
Фото: Андрей Кудрявцев