После того, как омский блогер опубликовал видеоролик об «экологической бомбе» – «Омска Зола», его пригласил «поговорить» директор ТГК-11 Владислав Полочанский...
– Сразу стоит отдать ему дань уважения за стремление к диалогу, а не к «блатной истерике», как в случае с «Техуглеродом». Разговор был долгий и содержательный, но почти односторонний. Почти монолог. Директор компании не стал спорить с теми мыслями, что я вкладывал в мой ролик, а просто рассказал о том, что творится в энергетике в целом.
Есть несколько долгих историй, их я отложу на потом. А сейчас вот вам короткая выжимка из часового разговора.
1) Газа не будет. Омск находится в едином пространстве ценообразования с такими сооружениями, как Саяно-Шушенская ГЭС и Ангарский каскад ГЭС, где работают силы природы, которые бесконечны и почти бесплатны. Переоборудовать котлы на газ, а потом еще и сохранять установленный РЭКом уровень цен экономически нецелесообразно. Поэтому газа на ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 в Омске не будет.
2) Владислав Иосифович согласился с тем, что в Омске накоплено много золы: порядка 70 млн тонн. И с тем, что меняющееся русло Иртыша может стать конкретной угрозой для золоотвалов даже и без гидроузла. И, как ему кажется, он поздно начал разбираться в том, что происходит с золоотвалами. Но ситуацию стоит рассматривать именно в таком состоянии, в каком она находится сегодня.
Зола может быть использована как сырье для производства строительных материалов (например, кирпичей и блоков), как инертный материал при строительстве крупных объектов с большим перемещением грунта или как добавка в цементный раствор (в зависимости от сорта угля – в разных долях).
Важно понимать также, что для разных видов строительства требуется зола в разном состоянии. Поскольку строительство в основном идет летом, а пик работы ТЭЦ – это зима, ТГК-11 как-то должна собирать и складировать сухую золу. И делать это надо заранее, так, чтобы поставки золы были бесперебойными. А для этого нужен запас. Так что полностью золоотвалы уничтожить нельзя. Сократить объемы – можно.
3) Договор с минприроды о экомониторинге ТГК-11 не подписало. Да, ТГК -11 – одна из трех фирм, которые НЕ подписали договор открытости с минприроды. И потому на предприятиях этой фирмы нет и не ожидается системы автоматического мониторинга предельно допустимых выбросов в атмосферу. И самое главное, что меня расстраивает, у специалистов экомониторинга не будет возможности быстрого доступа на предприятие. В ТГК-11 есть не только угольные, но и газовые котельные. И на всех котельных без исключения есть системы регуляции кислотности в закрытых системах котлов, так что в теории любая из ТЭЦ может стать источником выбросов 2 категории. А как показывает практика прошлого года, если источник выброса не найден по горячим следам, то его уже и не найти.
Резюмируя все вышесказанное, хочу сказать вот что. К сожалению, руководство ТГК-11 зажато в рамках политики учредителя. Ждать чуда открытости самого предприятия пока не стоит. А вот в вопросе использования золы и сокращения объемов золоотвалов надежда есть. Но путь этот только начат, и по нему еще идти и идти.