Врач-психиатр-нарколог БУЗОО «Наркологический диспансер» порассуждал о том, как человеку трансформировать свое отношение к курению и сам процесс так, чтобы он потерял для него привлекательность.

– Игорь Алексеевич, курение – это просто вредная привычка, или здесь уже можно говорить о каком-то нарушении, отклонении?

– С позиции аддиктологии (наука о зависимом поведении, – прим. авт.) разница между патологическим состоянием и привычкой небольшая. Просто мы привычку расцениваем как одну из ступеней формирования зависимости. Я бы сказал, табакокурение – это и привычка, и патология одновременно.

– Можно ли сказать, что курение сродни наркомании?

– В медицине табакокурение отнесено к психическим поведенческим расстройствам, ведь здесь формируется химическая зависимость. Табакокурение как патология имеет свои механизмы и стадии развития. На ранних стадиях речь идет о социально зависимой форме поведения. Когда формируется физиологическая, психическая зависимость, мы говорим о сложившемся патологическом состоянии, которое и правда сродни наркомании. Механизмы формирования химической зависимости от алкоголя, никотина и наркотиков схожи. Можно сказать, что табакокурение – это социально приемлемая форма наркотической зависимости, ведь у человека не возникает поведенческих нарушений, проблем с адаптацией в обществе, как это случается при наркомании и алкоголизме. Личный вред здесь очевиден, но пока законодательно курение не отнесено к наркомании. Хотя с точки зрения медицины они похожи.

– Многие скажут «надо бросать» – но чем можно подкрепить эти слова так, чтобы стало страшно?

– Без сомнения, бросать надо – об этом скажет даже ребенок. Когда мы говорим о вреде курения, мы оперируем статистическими данными. Так, до 400 тысяч человек ежегодно гибнет в России от болезней, связанных с курением. Есть отчетливые доказательные данные по поводу того, что табакокурение приводит к тяжелым соматическим осложнениям. Я еще со студенческих времен помню отделения в онкологических диспансерах. Из лежавших там пациентов, больных раком легких, наверное, более 90% были курильщиками. Остальные работали во вредных условиях, например, на химических производствах. Далее: вероятность преждевременного наступления сосудистых катастроф у курильщиков примерно в 30 раз выше, чем у некурящих. Если брать наиболее тяжелые сосудистые осложнения – облитерирующие заболевания нижних конечностей, то табакокурение на втором месте после диабета по количеству ампутаций. Оценить весь комплекс патологических влияний табака сложно – речь о довольно разветвленных последствиях. На доказательство вреда табака у человечества ушло не одно столетие. Хотя на заре его распространения он применялся в исключительно лечебных целях.

– В обществе распространено представление о том, что вейпы безвредны – до такой степени, что люди вводят в поисковиках запросы «курение вейпов во время беременности». Что скажете приверженцам этой жизненной философии под названием «парю, где хочу»?

– Медицина привыкла оперировать цифрами доказательной статистики. Вейпы первоначально позиционировались маркетингом как более безопасный способ введения никотина в организм, чем «обычное» курение. Предполагалось, что использование вейпов облегчит процесс отказа от курения либо минимизирует вред от употребления табака. Пока не накоплено достаточно клинических, статистических данных о вреде испарителей. Но даже если рассуждать умозрительно, речи об ослаблении никотиновой зависимости при использовании вейпов не идет. Вейпы не способствуют отказу от курения. По поводу вреда – опять же, умозрительно – компоненты, которые подвергаются нагреву и испарению, часто образуют канцерогенные вещества, различные формы альдегидов. Безусловно, употребление таких веществ не скажется положительным образом на здоровье. К тому же концентрация альдегидов в этих парах значительно выше, чем в «традиционных» сигаретах. 

– То есть пытаться бросить курить при помощи вейпа не стоит?

– Могу ориентироваться на личную клиническую практику: мои пациенты, которые пытались таким образом отказаться от курения, рано или поздно возвращались к сигаретам – либо повышали концентрацию никотина в жидкости для вейпа. Я считаю, что возможность бросить курить имеется тогда, когда вы радикально и навсегда отказываетесь от вредной привычки, а не заменяете одну форму зависимости другой.

– К какому специалисту стоит пойти, если хочешь, чтобы тебе помогли бросить?

– Перечень специалистов не такой большой. В общем-то, это лица, которые имеют опыт в лечении аддикций. Надо сказать, из специалистов этим не любит заниматься никто, потому что это одна из самых неблагоприятных форм зависимости. Терапия при табачной зависимости сложна, потому что, во-первых, у каждого болезнь имеет определенный психологический образ. Мы выделяем разные формы курительного поведения, в основе которых лежат разные психологические и физиологические мотивы. К терапии необходимо подходить с индивидуальной точки зрения, на сегодняшний день нет какой-то высокоэффективной универсальной методики. Как правило, помогают бороться с курением психиатры-наркологи, психотерапевты, у которых имеется определенный набор методик. Бывает, что этим пытаются заниматься и терапевты общей сети, и рефлексотерапевты. Этот момент не регламентирован законом, поэтому помогать пациентам в борьбе с курением может любой специалист с медицинским дипломом. 

– Чья роль будет ключевой в избавлении от зависимости – врача или пациента?

– Здесь актуальна старая избитая фраза: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Большинство курильщиков могут решить проблему самостоятельно. Практика показывает, что в основном люди бросают сами, в активной терапии нуждается не более 10% людей. В этом случае существуют методики от различных форм психотерапии (тот же гипноз) до применения фармакологических средств.

– Если говорить о вашей практике, люди, которые приходят к вам за помощью, действительно готовы к тому, чтобы попрощаться с этой привычкой?

– Действительно, здесь очень важно, чтобы был достаточный уровень внутренней мотивации. И, к сожалению, зачастую мы обнаруживаем, что мотивация очень низкая. Это препятствует эффективной терапии. Чего греха таить, 60-80% успеха будет зависеть от личностных ресурсов, а не от усилий терапевта.

– Что может мотивировать человека бросить курить?

– Если говорить о мужчинах, они начинают отказываться от курения в зрелом возрасте – часто это происходит после 45 лет, а мотивом часто становятся проблемы со здоровьем. Человек чувствует груз прожитых лет и утекающее сквозь пальцы здоровье. У женщин же потребление табака снижается после 25 лет, это связано с фертильным периодом.

– А можно ли как-то целенаправленно мотивировать себя?

– Для этого нужно четко рационализировать причины, из-за которых вы хотите отказаться от курения. Иногда мы предлагаем метод визуализации: написать эти причины или даже повесить в комнате соответствующий плакат. Также стоит сконцентрироваться на отрицательных моментах курения: например, это запах, привкус табака. Такая позиция снижает общую привлекательность процесса.

– От чего стоит отказаться, когда бросаешь курить?

– Для многих этот процесс превращается в некий ритуал, обрастает личной психологической привязанностью. Вот от этой ритуальной составляющей стоит избавиться. Оттягивайте момент курения, когда возникает желание покурить, пытайтесь переключаться на бытовые, рабочие моменты. Это снижает актуальность влечения, и человек меньше потребляет табака в течение дня. Кроме того, мы не рекомендуем закупаться сигаретами впрок, блоками. Полезным будет убрать аксессуары, которые напоминают о курении.

– Зачастую ключевым становится вопрос «когда?» Как, по-вашему, на него стоит ответить?

– Кто-то намечает определенную дату, кто-то привязывается к отпуску или к понедельнику. Кто-то вообще решает бросать в компании, хотя я не сторонник такой «методики». Но все-таки практика показывает, что у каждого путь избавления от этой привычки индивидуален.

– А если с первого раза не получилось?

– Это обычное дело при лечении всех аддиктивных состояний, мы не видим в этом никакой катастрофы. Не надо отчаиваться при первых безуспешных попытках, не надо пугаться: вторая, третья, четвертая будут более успешными. По статистике, в первый месяц отказа от курения более 60% людей снова возвращаются к этой привычке. По истечении года возвращается больше 40%. А вот уже по истечении двух лет ремиссии к табаку возвращается значительно меньше, здесь уже речь идет о длительной и качественной ремиссии. Практика показывает, что каждая последующая попытка бросить курить становится более эффективной, чем предыдущие. Это связано с тем, что в результате самого процесса отказа от курения растет внутренняя мотивация, ведь страдает самолюбие человека. Человек приобретает личный психологический опыт, багаж, и это со временем дает качественные результаты.