Между тем  областной минсельхоз отчитался об успешном завершении уборочной кампании в регионе.

В редакцию БК55 из районов Омской области пожаловались фермеры, что не все свои поля они успели убрать: сначала не подфартило с погодой – шли дожди. Затем на это наложились проблемы с дефицитом солярки и недоступностью элеваторов. А тут и снег пошел.

24 октября министр Максим Чекусов говорил журналистам об уборке 95% площадей и обмолоте 3 млн тонн зерна. По оперативным данным минсельхоза, необработанными остаются порядка 30 тысяч гектаров зерновых, среди которых доминирует именно пшеница. В отстающих сейчас остаются Нижнеомский район с восемью тысячами гектаров, Павлоградка с 4,5 тысячами, примерно одинаковое – 3,8 и 3,7 тысячи – соответственно, в Горьковском и Таврическом районах.

Существенный недобор пока и по подсолнечнику. Лишь одна пятая из 53 тысяч гектаров собрана к настоящему моменту.

Что стало камнем преткновения – об этом  некоторые фермеры согласились пообщаться только анонимно: боятся гонений «сверху». Часть высказались открыто.

Основной проблемой называют дефицит топлива для техники. И дело не в том, что не было средств, хотя солярка в этом году действительно очень подорожала (40 рублей за литр летней и 61 рубль – за зимнюю), её просто не было в наличии на нефтебазе: нечем комбайны заправлять

«Говорят, обращаться надо к областному менеджеру по дизельному топливу «Газпромнефти». А там говорят – нет  солярки. Вообще поговаривают, что ее просто всю в Китай отправили. А нам нет ни летней, ни зимней. Предлагали немного какой-то разбулыженной, смешанной зимне-летней. А у других поставщиков – только крупный опт. Брать по 60 тонн – такое фермерам не осилить», – жалуются сельчане.

Корреспондент БК55 также попытался пообщаться с «великим и могущественным» менеджером по дизельному топливу, неким Владимиром Михайловичем. Он же просто-напросто журналиста послал. В пресс-службу компании, где, конечно же, затребовали официальный запрос на получение информации, отвечать на который по закону они могут несколько дней. А урожай, между тем, гибнет.

Другая  проблема – с элеваторами. Они частные, единственный муниципальный в Калачинске много лет строят и никак не введут в эксплуатацию. А частные что хотят, то творят. По словам фермеров, искусственно создается ажиотаж, очереди. Поработали немного – закрылись. А люди ночами с машинами стоят, умоляют принять зерно, иначе оно сгниет. Они же, элеваторские, заламывают цены. Могут поставить ультиматум: примем зерно или пятым классом, или идите, гуляйте!

«Я 15 погожих дней не молотил. Элеваторы не принимают зерно с влажностью больше 20%. Такое происходит именно в этом году. Их руководство объясняет это тем, что им не подают нужное количество вагонов. Поэтому мы не стали и молотить оставшуюся на полях пшеницу. Она ушла в зиму. Зерно всё равно некуда девать. Склады заполнены. Мне нет смысла сваливать влажное зерно себе на склад – оно просто сгниёт и всё. Такая ситуация во всём районе, – рассказал «БК55» фермер из Калачинского района Анатолий Козлов.  

Как добавил Козлов, сушить своё зерно у большинства фермеров возможности нет. При обмолоте зерна в последние недели оно было с влажностью 25% и не меньше. Покупать в своё хозяйство сушилку одному фермеру очень дорого, покупать вскладчину в совместное пользование – считают нецелесообразным. Сушилки есть у немногих. И даже перекупщики из других регионов к фермерам не едут и дел с ними не ведут – они перекупают на элеваторах.  

«У кого сушилки есть – тот выиграл. У Карпова в Глуховке, например. Всего в районе элеваторов – один в Ивановке, три в Калачинске, точнее, третий там – это хлебоприёмный пункт, он принимает зерно малыми партиями», – сообщил фермер.  

Лично у Козлова остались на полях примерно 200 тонн зерна. Ещё вариант – везти зерно в Татарск, по слухам, там принимают с влажностью до 28%, но это дорога 100 км в один конец.

«Со сдачей есть проблемы, но это потому, что кто-то заполнил элеваторы сырым зерном и места там уже нет. Хотя у наших ребят есть сухое зерно, нормального состояния. У нас в районе нет элеватора, фермеры возят зерно в Омск, Марьяновку, Калачинск, да всюду», – отметил главный агроном Горьковского района Юрий Зайцев.

Он также сообщил, что неубранные зерновые в районе остались сейчас на площадях 3 800 гектаров.  

Руководитель омской ассоциации фермерских хозяйств Иван Бригерт подтвердил общую проблему по области со сдачей зерна на элеваторы: места там нет, сдать зерно очень сложно по тем же причинам, что и каждый год. Но на дефицит топлива его коллеги в эту уборочную кампанию вроде бы ни разу не жаловались.

По данным БК цифру Минсельхоза о 30 тысячах неубранных сельхозугодий нужно умножить как минимум на пять. Речь может идти в лучшем случае о 150 тысячах. В некоторых районах убрано не более 20 процентов!

Если это так, то возникает естественный вопрос: зачем врать-то?

Варвара Любимова, Кирилл Янчицкий