История с продолжением (ДОПОЛНЕНО).

На днях владелец «Омсктехуглерода» Каплунат проиграл в Арбитраже сайту БК55, опубликовавшему заметку «Путин рекомендует сажевому олигарху Каплунату перейти на новый экостандарт».

В этом проигрыше, впрочем, ничего неожиданного нет. Да, Путин, само собой разумеется, не обращался лично к омскому олигарху с пожеланиями совершенствовать технологические процессы сажевого завода, но то, что сказал Президент в своем послании в марте 2018 г., имеет прямое отношение как к «Омсктехуглероду», так и к его руководителю.

«С 2019 года на экологичные наилучшие доступные технологии должны перейти 300 промышленных предприятий, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, а с 2021 года это должны сделать все предприятия с высокой категорией риска для окружающей среды». Он напомнил, что данную проблему власти неоднократно пытались решить, но ­представители промышленности ссылались на трудности процесса. Но больше переносов сроков в этом вопросе не будет. Владимир Путин: «Все, дальше отступать уже некуда. Хочу, чтобы все знали: никаких переносов больше не будет», – цитата по НТВ.

Более того, сам призыв перехода на новые экостандарты, кем бы он ни высказывался, согласитесь, не может подорвать честь и достоинство, а также деловую репутацию владельца предприятия, входящего, к тому же, в пятерку самых грязных производств Омска. Короче, наличие миллиардов в офшорах не освобождает олигархов, как выяснилось в суде, от необходимости вникать в нюансы Закона о СМИ. И это ободряет.

Есть еще один вопрос: почему в заголовке появилась фамилия Каплуната, а не гендиректора НПЗ или кого-то другого из 269 предприятий, наносящих вред ­омской экологии?

Но и тут мы ­поступили в полном соответствии с ­профессиональными стандартами. Именно Каплунат, этот сажевый магнат, находился в момент подготовки материала в эпицентре громкого политического скандала, возникшего ровным счетом на пустом месте – из безобидной заметки омского блогера Ориса Брута про почерневшую от сажи собаку Облако, охраняющую объект по соседству с морально и физически устаревшим заводом, построенным еще при наших дедах...

И нещадно эксплуатируемым по сей день.

Из справки, предоставленной юристами ООО «Омский завод технического углерода», следует:

«Корпус 121 Воздуховодная станция (год ввода в эксплуатацию 1974),
корпус 137 Установка дожига газов (год ввода в эксплуатацию 1980),
корпус 144а Установка дожига газов (год ввода в эксплуатацию 1980),
корпус 123 Склад мелассы (год ввода в эксплуатацию 1975),
корпус 163 Насосная пенного пожаротушения (год ввода в эксплуатацию 1986),
Эстакада слива (год ввода в эксплуатацию 1986),
Здание газораспределительного пункта ТФК (год ввода в эксплуатацию 1988),
Дымовые кирпичные трубы котельных №1, 2, 3 и ТФК (годы ввода в эксплуатацию 1974, 1971, 1975, 1978)».

Блогер Брут с его любительским роликом на «Ютубе», как выяснилось позже, наивно рассчитывал на некий публичный ­диалог ­властей, представителей общественности и, само собой, руководства «Омсктех­углерода». Но то, что получилось в итоге, просто в голове не укладывается. Чрезмерно возбудившийся «промышленник» Каплунат, а вслед за ним и его окружение, начнут публично обзывать блогера в оскорбительно-высокомерном тоне «маргиналом», «фриком» или «каким-то персонажем», которого втемную используют «кукловоды и оборотни в погонах», в том числе три генерала (бывших и действующих), высокопоставленные члены областного правительства, депутаты Горсовета, лидеры некоторых партий и т.д. и т.п.

Тут можно бы и остановиться, дух перевести, но Каплуната, как говорится, понесло... В интервью собственному сайту «ВОмске» он назовет врио губернатора Буркова, только что присланного в Омск Путиным, чуть ли не главарем криминальной группировки, пытающейся установить с ним отношения типа «крыша» для банального вымогательства денег на предстоящие выборы главы региона.

Будут не просто расписаны роли некоторых бурковских чиновников, но и проведены параллели с известными историческими персонажами. Ну а издателя «БК» Сусликова, автора этих строк, сначала сравнят с Геббельсом и Гитлером, а потом и вовсе назовут старцем, страдающим слабоумием. Спору нет, сажевый миллиардер Каплунат, завсегдатай списка самых богатых омичей по версии «БК», может демонстрировать Масштаб личности такого уровня. Десять тысяч рублей за оскорбление – максимум, что сегодня может присудить ему суд. Курам на смех... А вот если, скажем, дать при случае олигарху по физиономии, да еще с правой, тогда уж точно засудят по полной.

А теперь самое время вернуться к путинскому предупреждению: «Все, дальше отступать уже некуда. Хочу, чтобы все знали: никаких переносов больше не будет».

В ходе журналистского расследования вскрылись весьма неожиданные факты. Росприроднадзор в конце нулевых зафиксировал беспрецедентные по масштабам выбросы на омском сажевом заводе.

Читаем справку этого природоохранного ведомства:

– По результатам проведённых анализов от инвентаризированного источника №2 зафиксированы превышения фактического выброса над установленными нормативами предельно допустимого выброса (ПДВ): по бензолу в 28,7 раза, по толуолу в 29,6 раза, по ксилолам в 5,4 раза, по этилбензолу в 21,1 раза, по фенолу в 11,6 раза. Зафиксированы ненормированные выбросы диэтилбензола. От источника №21 зафиксированы превышения фактического выброса над установленными нормативами предельно допустимого выброса (ПДВ): по углеводородам (С6-С10) в 37789 (!) раз, по бензолу в 219 (!) раз, по толуолу в 746 (!) раз, по ксилолам в 122 раза, по этилбензолу в 70 раз, по алкилбензолу в 18 раз, по фенолу в 9 раз. Зафиксированы ненормированные выбросы диэтилбензола, антрацена.

О выбросах по углеводородам, превышающих нормативные в 38,7 тыс. (!) раз, в 219 (!) по бензолу и 746(!) по толуолу, доложили в Сибирское управление Ростехнадзора, и тот взялся проверять сажевый завод на регулярной основе. Нарушений было столько, что суд первой инстанции даже ­беспрецедентное для России решение вынес о приостановке работы завода, которому отказали в выдаче разрешения на выбросы.

Но, увы, облсуд тут же отменит вердикт районного суда, что на практике с этого момента будет означать: ТРАВИТЬ – можно... ПРОВЕРЯТЬ и НАКАЗЫВАТЬ – НЕЛЬЗЯ! И объяснять тут, собственно говоря, нечего: «Омсктехуглерод» Каплуната поставляет сажу мировым гигантам шинного производства, таким, как «Мишлен». Остановить поставки – значит не просто потерять рынок, но еще и нанести ущерб имиджу России.

Думается, что кто-то из высоких столичных кабинетов очень невежливо одернул ретивых проверяющих Росприроднадзора и Ростехнадзора в Омске.

И они, проверки, резко пошли на убыль. В 2017-м была всего одна, а в выложенном на сайте Росприроднадзора плане проверок на 2018 год «Омсктехуглерод» не значится совсем.

Замкнутый круг! Проверять и наказывать нельзя, потому что предприятие поставляет продукцию на экспорт. А с другой стороны, есть прямое указание Путина, озвученное в послании Федеральному Собранию: с 2019 года на современные экологичные технологии должны перейти 300 промышленных предприятий, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, а с 2021 года это должны сделать все предприятия с высокой категорией риска для окружающей среды. Ну и как его выполнять в данном конкретном случае?

Думается, что решить эту проблему с наскока практически за два-три года вряд ли удастся. Мы не видим для этого никаких ­предпосылок. И описанная выше история с попыткой расправы над блогером Брутом, поднявшим экологическую проблему, яркое тому подтверждение. Она же показала, что региональные власти, которым, собственно, и адресовано послание президента, практически не контролируют ситуацию. Чего стоит жалоба Буркова приехавшему в Омск Путину: они (промышленники) нас даже на порог своих заводов не пускают!

Между тем уместно напомнить, как после очередной катастрофы, приведшей к гибели шахтеров в кемеровской области, Путин лично спускался в забои, а потом заявил: «Я заставлю собственников тратить деньги на безопасность людей». И ведь заставил. Сегодня там внедрены суперсовременные технологии безопасности.

Получается, нам нужно ждать очередной трагедии, скажем, массового мора жителей прилегающего к сажевому заводу поселка, чтобы, наконец, заставить того же Каплуната, получающего как экспортер льготы от государства, исчисляемые миллиардами, тратить хотя бы малую часть этих денег на новые экостандарты?

Опять, увы, от выбросов сажевого люди не умирают сразу. А их жалобы на вонь тому же Буркову, посетившему Октябрьский округ в ходе предвыборной кампании, можно парировать одной, как нам представляется, суперциничной фразой: да, вредит «Омсктехуглерод», а что делать? Закрывать?

Вот почему, надо полагать, наш доморощенный олигарх не будет жалеть денег на то, чтобы с помощью прессы и судов заткнуть рот даже не блогеру Бруту, поднявшему тему выбросов, но и на его примере всему обществу.

Конечно же, в рублях это будет стоить ему сущие копейки.

Сергей Сусликов, «Бизнес-курс» №21 от 07.11.2018

P.S. Когда номер был уже сверстан и отправлен в типографию, пресс-служба областного правительства официально пригласила БК55, как, впрочем, и все другие омские СМИ, на церемонию торжественного открытия на «Омсктехуглероде» «установки герметичного слива сырья» с участием губернатора Буркова и мэра Фадиной.

В соответствии с существующими правилами мы отправили заявку на участие в работе губернаторского пула журналистов. Но, увы, сажевый олигарх Каплунат, как выяснится позже, вычеркнет представителей БК55 из этого самого пула без объяснения причин. А наш губернатор, недавно поклявшийся на Конституции РФ охранять права и свободы граждан, как бы сделал вид, что со свободой у нас все нормально. Вряд ли мы, журналисты, с этим когда-либо согласимся.

Утром следующего дня корреспондент и фотограф БК55, прибыв в назначенное время к зданию правительства, откуда должен был отправиться обещанный для аккредитованных СМИ автобус, такого не обнаружили.

Однако мы все-таки прибыли к началу мероприятия – на редакционной машине и, явившись на пропускной пункт, где встречали именно СМИ (для чиновников вход был отведён другой, парадный), лично убедились, что из губернаторского списка нас действительно вычеркнули. На вопрос, может ли кто-то дать объяснения об отказе в аккредитации, сотрудница, вместе с охранником встречавшая прессу, ответила, что сейчас узнает. Дожидаться пришлось долго. Лишь после того, как она прошла мимо КПП туда-сюда и вдруг ответила уже «все вопросы к охране», состоялся диалог:

– Так всё-таки будет ли комментарий?
– Я не могу вам сказать.
– Хорошо, вы можете просто сказать, что его не будет? Или кто его может дать? И мы уйдём.
– Я не могу вам сказать.

А теперь взгляните на фото ниже.

На одном из них высокий человек с портфелем и протянутой для приветствия рукой (это наш министр экологии Лобов) встречает на пустой площади перед парадным входом заводоуправления губернатора Буркова. Чуть сзади и сбоку стоит, надо полагать, министр промышленности Омской области.

Еще ниже мы видим, как этот мрачноватого вида человек с рукой в кармане куртки приветствует главу региона.

А где же журналисты, освещающие приезд Буркова, куда их спрятали, где скандальный хозяин сажевого завода Каплунат? Почему не уважил ни Александра Леонидовича, ни Оксану Николаевну...? Не вышел встретить лично. Может быть, таким образом он еще раз наглядно продемонстрировал всем нам, участникам так называемых торжеств с запуском установки герметичного слива, свой масштаб Личности? Или просто струсил? Согласитесь, надо иметь особое мужество, чтобы выйти на проходную и под пожать (под объективами СМИ) руку Главе региона, которого  недавно назвал главарем криминальной группировки, занимающейся экологическим шантажем.

Мы не знаем, что чувствовали при этом мэр Фадина и губернатор Бурков, которых охранники сажевого магната закрывали телами от камер журналистов БК55, находящихся, между прочим, при исполнении общественного долга и под всеобъемлющей защитой государства!?

Так и хочется воскликнуть: неужели у этой уголовщины с наглым воспрепятствованием  законной журналистской деятельности (другого определения просто нет) могут быть какие-то высокие оправдательные мотивы?

В тот же день Бурков на открытии установки герметичного слива, как сообщили правительственные СМИ, заявил:

«По объёму вложений этот экологический проект может быть и не самый значительный – его стоимость порядка 36 млн рублей. Но тем не менее он очень важен для жителей Октябрьского округа. Прежде всего это вопрос социального комфорта наших людей. Запущенная сегодня установка – система закрытого слива сырья – устраняет запах углеводорода, который шёл с территории предприятия», – подчеркнул Бурков. – Этот проект – ещё один шаг в реализации экологической программы компании «Карбон Групп» на территории Омска в рамках технического перевооружения производственных мощностей. Понятно, что эта работа предприятия будет продолжаться. Руководством компании заявлено о снижении до 300 тонн выбросов к 2024 году, как это предусмотрено «майским» указом Президента России».

Источник: https://bk55.ru/news/article/138181/

«Запущенная сегодня установка – система закрытого слива сырья – устраняет запах углеводорода, который шёл с территории предприятия...»

...Правильнее было заменить слово «запах» на более точное – «вонь», которая шла с территории предприятия без малого двадцать лет. И все это время собственники завода, спрятавшие себя в офшорах, экономили на омичах ежедневно 4932 рубля. Арифметика простая. Умножьте 4932 на 20 лет или 7300 дней и получите 36 млн рублей. Это и есть цена установки герметичного слива, позволяющая устранять вонь с предприятия. 

А теперь снова сравним цифры. Ежегодная прибыль сажевого завода вместе с льготными возвратами НДС достигала, по нашим расчетам, 4 млрд рублей в год (4 000 миллионов!), или 50-80 млрд (50 000-80 000 миллионов) за 20 лет. Чувствуете Масштаб этих людей? Зарабатывая тысячи миллионов в год, они не могли или не хотели потратить пару медяков – каких-то 36, чтобы не воняло.

Так что, когда Путин говорит про «отступать дальше некуда» или что он заставит владельцев предприятий тратить деньги на экологическую безопасность людей, то это про нас, про нашего олигарха Каплуната, которого общество, все мы, должны заставить выполнить наказ президента РФ.