В рамках пресс-тура журналисты побывали в гостях у казаков – в клубе любителей активного отдыха «Анкор». Его создатели рассказали о том, как помогают детям с ограниченными возможностями и радуют гостей вкусной пищей из экологически чистых продуктов.

Идея проекта родилась спонтанно Я никогда не занималась конным спортом, коней видела только по телевизору и на пастбищах в деревнях. Первоначально это был мой второстепенный бизнес, сейчас я планирую переключиться на этот проект. Здесь есть коммерческая составляющая (прогулки по лесу) и социальная.

Речь об иппотерапии: мы работаем с детьми с ограниченными возможностями. Это дети как с двигательными, так и с психологическими нарушениям. Ходят ребятишки и с аутизмом, и с ДЦП – с разными заболеваниями. Мы с ними работаем бесплатно. Не нужно воспринимать это как лечение – мы просто помогаем им социализироваться. Кроме того, есть занятия ЛФК, где в качестве «тренажера» выступает живая лошадь.

Если человек не может ходить, когда он на коне, у него качается ряд мышц. К тому же человек чувствует себя полноценным наездником, покоряет такое большое животное – не каждый  полностью здоровый человек, кстати, может сесть верхом на коня.

Потомки Шолохова в Омске

Мы хотели, чтобы у гостей был этнический интерес. У нас именно казаки родовые, они знают свою родословную. Есть есаул – потомок Шолохова. При клубе существует мини-община, в ней около 50 семей. Почти все они многодетные, по 3-4 ребенка, живут в городе. Собираемся вместе, проводим традиционные праздники. Когда мужчины держат совет, женщины выходят – таковы правила.

Ни для кого не секрет, что казачья армия у нас всегда была на конях. Нам интересны их традиции, интересна военно-патриотическая направленность.

Люди приезжают и не только ездят верхом, но и учатся владеть традиционным оружием. Вообще сейчас востребована тема правильного воспитания детей, без агрессии. Бывает, родители не знают, чем занять своих детей-подростков. Тогда они могут обратиться к нам.

У нас есть девушка, она примерно в этом возрасте начала ходить к нам, ухаживать за лошадьми. Теперь может самостоятельно провести конную прогулку, рассказать о технике безопасности.

Почувствуй себя кентавром

Вот собака от радости хвостиком виляет, на руки тебе прыгает. Конь, конечно, не прыгает, хотя Рыжий может от радости на меня вместе с копытами залезть. Ржет, когда в конюшню приходишь. Это очень льстит.

Это такое животное, которое никогда не предаст. Не то что друг человека – он с тобой на равных. Единственное, он все-таки воспринимает человека как вожака стаи. И если человек где-то растерялся, тогда конь уже смотрит, что делать. Ты можешь почувствовать себя кем-то вроде кентавра, полностью слиться с ним. Тогда у вас беспрекословные отношения и взаимопонимание.  

Смотреть можно – кататься нельзя

Раньше конь жил в каждом деревенском доме, а сейчас это привилегия богатых людей. Как у нас раньше машины были только у богатых, а сейчас лишь у них есть кони. Это дорогое удовольствие.

В среднем отработанный конь стоит от 80 тысяч рублей и выше. В Москве нам показывали, как тренируют паралимпийских коней. У мальчика был конь, который входит в призовую шестерку, он стоит 10 миллионов. Нам его позволили только потрогать – покататься, конечно, не дали.

Пастернак на огороде и секретный чай

Казаки преклоняются не только перед конями, но и перед женщинами. Если в обычной жизни я занимаюсь бизнесом и где-то чувствую себя «супер-леди», тут я себя могу почувствовать девочкой. Меня угостят чаем, предложат вкусную еду.

Андрей Некрасов у нас – повар по призванию. Люди, которые к нам приезжают, могут почувствовать на себе заботу: есть прислуга, за гостями ухаживают, для них вкусно готовят. Можно заказать себе то, что хочется. Андрей готовит потрясающе. Он даже заранее чувствует, какой вкус получится при смешивании тех или иных продуктов.   

Используем экологически чистые ингредиенты. Специально сделали огород – я никогда этим не занималась, но научилась. Все, что можно вырастить на земле, есть: и пастернак, и савойская капуста, и брюссельская, все что угодно.

Угощаем гостей фирменным чаем, приготовленным по рецепту, который мы не раскрываем. Он с травами, важно их вовремя собрать, по графику.  

Если на стене висит плетка...

Андрей Некрасов – не только повар, но и мастер по созданию сувениров. Он отправляет продукцию в Москву, их там реализуют через большую казачью лавку.

Омские казаки тоже покупают у него кожаные сумки, стеки, нагайки. Чтобы сделать их, требуется большая сила, поэтому таких мастеров в России немного. Иностранцам такая продукция тоже интересна.

Да, зачастую такие вещи воспринимаются в основном как сувениры. Хотя, к примеру, нагайка, висящая на стене в казачьем доме, несет некий психологический эффект. Если ребенок постоянно видит такое «украшение» – пусть даже никто его никогда не использует по назначению – он старается вести себя хорошо, быть дисциплинированным.

О мечтах

Хотим сделать здесь базу отдыха для детей с ограниченными возможностями. Им сложно передвигаться по городу, а ведь им нужно общение с множеством специалистов: семейный психолог, дефектолог и др. Хотелось бы собрать всех профессионалов в одном месте. Здесь свежий воздух, недалеко от города, дети могли бы себя здесь чувствовать комфортно.

Конечно, хотелось бы сделать крытый манеж, чтобы проводить спортивные занятия с лошадьми круглогодично. Построить бани, домики на деревьях, веревочный городок.

Мини-пуп Земли

Я заметила: когда здесь находишься, ты не устаешь. Ты работаешь, занимаешься с конями. А вечером приходишь домой – и можешь делать свои женские дела. Ребенок у меня здесь был без телефона, ноутбука, да ему и не нужно было ничего, кроме верховой езди и шашки. Бегал под дождем. Зимой мы не простываем.

Не могли понять, что такое. Постоянная клиентка тоже заметила свои особенности: по ее словам, обычно после базы отдыха хочется поспать, а после нас – не хочется, наоборот, словно наполняешься энергией.

Как-то она приехала со своими родителями, они краеведы. Оказывается, у нас тут мини-пуп земли, как в Окунево. Точно так же «пробился» источник энергии. Но мы стараемся об этом повсеместно не заявлять, потому что нам трудно будет принять большой поток туристов.

Текст: Юлия Ожерельева

Фото: Александр Катаев