Омский музыкальный театр – самое крупное местное учреждение Мельпомены. Сегодня там стараются продемонстрировать новый подход к делу.

Об этом нашему ресурсу рассказала вот уже год как директор Музтеатра Нэлли Бут.

– Нэлли Александровна, желание идти к обновлению не обходится без критических стрел в ваш адрес. В том числе и за то, что не удалось решить проблему с новыми креслами. Как сейчас обстоит ситуация с этим вопросом?

– Мы в ожидании. У нас идет большая претензионная работа: мы отправляем претензии, а поставщик нас уверяет, что приступил активно к выполнению нашего заказа. У них, конечно, свои проблемы, которые нас не должны волновать. Но мы надеемся, что в конце октября получим кресла.

– А какие у них проблемы?

– Скорее всего, задержка связана с большим количеством заказов. Они, прямо скажем, сильно-то не откровенничают с нами. Ссылаются на заказы, которые им надо было сделать более срочно, чем наш. Много переговоров идет. Мы все в бумажном виде регистрируем – всю нашу с ними переписку. Коммерческий директор этой компании приезжал к нам и клятвенно, сидя в моем кабинете, заверил, что они выполнят омский заказ. Мы договорились, что они партиями будут кресла высылать.

– Сезон все же открыли без стационарных кресел.

– Да, сезон начался. Мы опрашивали наших зрителей относительно удобства временных кресел, установленных нами, пока нет стационарных. Люди отвечали, что вполне удобно, вполне приемлемо. И уже на стулья зрители не обращают внимания – следят за действием на сцене.

– Почему история с креслами вызвала такой ажиотаж?

– Нужна была просто тема, любая. Сначала это была демонтированная аллея звезд, потом нам сказали про неоконченный ремонт, хотя у нас все было завершено на момент открытия сезона. Перенос даты открытия произошел исключительно из-за непоставки кресел.

– Вы сами подняли вопрос демонтажа аллеи звезд, которая была на крыльце Омского музыкального. Ваши оппоненты убеждены, что не понимают, почему при наличии большого количества работы – ведь театр нуждался в массивном обновлении – вы взялись за то, чтобы убрать эти самые звезды памяти, о наличии которых, если быть честным до конца, многие зрители даже не подозревали.

– Замечу, что директор Бут начала работу в Омском музыкальном не со звезд, а много с чего другого. Звезды были лишь маленькой частью того, что мне надо было сделать. Но, разговаривая с артистами, после того, как аллею демонтировали, все пришли к мнению, что перенос звезд под крышу – это лучший выход. У нас есть эскизы переноса. Мы будем обсуждать их с коллективом, с любителями театра, поклонниками.

– Много недовольных, во всяком случае, в интернете, вашими кадровыми назначениями. Эти люди действительно были нужны театру для ускорения движения вперед?

– Я третий раз за свою карьеру руководителя прихожу в новое учреждение, и опыт мне подсказывает, что нельзя рубить с плеча. Надо внимательно посмотреть, чтобы понять, какие дополнительные кадры нужны на те проблемные зоны, которые существуют в учреждении. В данном случае таким проблемным было направление с продвижением театра, с введением новых форм. Человек пришел, и я считаю, справляется. Татьяна Виториовна Нечепуренко свою работу знает и разбирается в ней.

– Из новичков творческого состава в Омском музыкальном появился новый «старый» балетмейстер и главный режиссер. Представьте их.

– Когда я только пришла, и Надежда Станиславовна Калинина (ныне главный балетмейстер Омского музтеатра – примечание БК55), и Сергей Сергеевич Новиков (главный художник Омского музтеатра – примечание БК55) собирались уходить. Мы с ними встретились в Санкт-Петербурге на культурном форуме. Очень хорошо поговорили. Я почувствовала, что у них есть желание что-то сделать интересное и новое.

Они решили продолжить сотрудничество с Омским музтеатром. А главного режиссера как такового у нас не было. Был приглашенный (речь идет о знаменитом Кирилле Стрежневе из Екатеринбурга – примечание БК55). Но нам нужен был человек, который ежедневно, ежечасно руководил бы процессом творческим. Долго перебирали, смотрели. И, на мой взгляд, интересный человек пришел. Задачи, которые перед ним поставлены, он решает, находит общий язык с труппой. Делается в данный момент новый спектакль «Дубровский», который будет идти под «живой» оркестр.

– Это мюзикл, который, я так понимаю, будет исполняться с дополнительным звукоусилением – через гарнитуру-микрофон, который крепится на вокалисте?

– У нас много спектаклей с гарнитурой исполняется. Будет еще один. Сейчас есть проблема: нам нужны дополнительные гарнитуры – это все дорого. Рассчитываем только на свои средства. Если что-то не успеем приобрести – будем докупать. Это действительно большая проблема – музыкальные инструменты, звуковая и световая аппаратура. Они станут следующим этапом, который планируется при обновлении Омского музыкального театра. Должно быть современное оборудование, чтобы это помогало художественному языку режиссера.

– Вы говорите, что рассматривались несколько кандидатов на должность главного режиссера театра. Чем вас все-таки подкупил принятый г-н Лебедев?

– Я посмотрела его работы в Новосибирске и Ростове. Он номинант «Золотой маски» за 2013 год. Многие, к кому я обращалась с желанием пригласить их в наш театр режиссером, отказывались, но говорили: «А посмотрите вот этого человека», имея в виду Лебедева. Отзывались о нем, как о человеке творческом. Он преподает в Новосибирском вузе и ставил в тот момент, когда я его приглашала, в Новосибирском театре «На левом берегу». Он не бросает тот театр, есть договоренность, что он будет ездить туда на постановки и доведет заочников.

– Сейчас ваш главреж ставит «Дубровского». А далее какие планы?

– В этом сезоне у нас еще будет детская сказка на Новый год. Мы надеемся, что Надежда Калинина поставит балет «Золушка» на музыку Прокофьева. Долго обсуждалось следующее название для балетной труппы, но остановились все же на «Золушке». Надежда Станиславовна призналась, что подустала ставить спектакли с музыкой на подборе.

Планируем также сделать летом совместный проект с зарубежными актерами-оперу «Евгений Онегин». Хочется классику вернуть на сцену и доказать, что опера любима молодыми исполнителями. Это такая капитальная реконструкция постановки, которая была у нас в репертуаре, но фактически это новый спектакль.

– В Интернете вас упрекают в том, что главный балетмейстер Надежда Калинина не находится постоянно в Омске.

– Нет, это не так. Но, хочу сказать, что наших творческих сотрудников необходимо отпускать на постановки в другие театры. Скоро запустится проект, связанный с Францией. Надежда Калинина будет ставить «Сказки Гофмана». Поэтому мы ее туда отпустим на короткое время.

Для нас это и честь, и продвижение, потому что, работая в любом другом театре, они выступают как наши резиденты, агитируя к нам приезжать интересных солистов, танцовщиков. У нас сейчас проблема с танцовщиками. Нужны новые молодые кадры. Пока мы приглашаем из Саранска солиста на спектакли.

– Как планируете пополнить балетную труппу?

– Нужны мужчины-танцовщики. Кордебалет необходимо пополнять. Но тут есть нюанс: количество бюджетных мест на факультете культуры и искусств, откуда с кафедры хореографии мы брали исполнителей, сократилось. Да и кафедра вообще перестала существовать – ее объединили с режиссурой. А мы очень надеялись на приток своих, омских кадров. Нам сейчас надо 12 артистов балета и 7 вакансий у вокалистов. Об этом есть информация на сайте театра.

– Чем будете завлекать молодых специалистов? Зарплатой?

– Она у нас такая же, как в Новосибирске. Я специально узнавала. Средняя заработная плата по театру у нас чуть больше 30 тысяч рублей. У молодых солистов 24-26 тысяч. Мы снимаем квартиры для иногородних. Для нас это очень тяжелая проблема. В данный момент Омский музыкальный оплачивает порядка 20 квартир, в месяц нам это обходится в 300 тысяч рублей.

фото: Александр Барановский