Основной фигурант в деле предполагаемого ОПГ Мацелевича пытается избежать ответственности?
25 октября Центральный районный суд приступит к рассмотрению уголовного дела в отношении директора омской риелторской фирмы «Белый свет» Владислава Эйснера. Несмотря на то, что он является одним из главных фигурантов ещё не начавшегося процесса по так называемой ОПГ Станислава Мацелевича, его дело уже выделено в отдельное производство – Эйснер заключил с прокуратурой досудебное соглашение.
Напомним, по версии следствия, с 2008-го по 2014 годы члены ОПГ Мацелевича вели незаконную банковскую деятельность, обналичивая деньги через подконтрольные банки и фиктивные фирмы. За свои услуги они получали комиссию в размере не менее 3,5% от каждой транзакции. Объём незаконных банковских операций превысил 9,2 млрд рублей, а члены ОПГ якобы заработали свыше 322 млн рублей. Некоторые из участников предполагаемой группировки «сдались» сразу: проведя некоторое время в СИЗО, на сотрудничество с прокуратурой пошли бывшие бухгалтеры ООО «Омский бухгалтер» Екатерина Бунакова и Елена Зырянова. Суд уже признал обеих виновными – они получили условные сроки.
Пошёл на контакт с обвинением и ключевой участник предполагаемой ОПГ Владислав Эйснер, занимавшийся поиском новых клиентов. Он был задержан последним, десятым. Долго скрываясь от следствия, Эйснер был пойман в конце февраля 2016-го в Краснодаре, куда переехала жить его семья. Оперативники круглосуточно наблюдали за автомобилем его жены, делая ставку на то, что Белый свет (такой была кличка Эйснера – по названию риелторского агентства, которое он возглавлял) захочет встретиться с семьей. Расчет оправдался: Эйснер подсел в машину супруги, когда та отвозила сына на тренировку. Мужчину арестовали и конвоировали в Омск, заключили в СИЗО.
Эйснер, как считает следствие, отвечал за переговоры с потенциальными клиентами, но любопытно другое – по некоторым данным, он, возможно, вёл и собственную деятельность по обналичиванию денежных средств.
За пребыванием в изоляторе Эйснера, чуть ли не задержав дыхание, наблюдали многие – от его показаний зависела репутация и даже пребывание на свободе высокопоставленных полицейских, которые, по неофициальной информации, возможно, «крышевали» предполагаемых обналичников. В частности, по одной из версий БК55, в этом контексте уже звучали имена экс-начальника УЭБ и ПК полиции УМВД России по Омской области А. Карасёва, ныне ушедшего на повышение в Москву (он переведён в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции), и его экс-куратора, заместителя начальника УМВД России по Омской области В. Крючкова.
Верно это или нет, доподлинно неизвестно, это покажет следствие. Однако, по данным наших информаторов, Эйснер якобы «не раскололся» и не «сдал» своих возможных «благодетелей». Теперь главная интрига заключается в том, как суд оценит вклад «Белого света» в историю с обналом.
Дело будет рассматривать заместитель председателя Центрального районного суда Алексей Полищук. Напомним, именно Полищук принял решение вернуть более 200 томов нашумевшего уголовного дела прокурору, объяснив это тем, что обвинительное заключение не обосновано, а «описание объективной стороны инкриминируемых обвиняемым преступлений не соответствует требованиям уголовно-процессуального закона». Как суд обратил внимание в постановлении суда, «термины «забрали», «передали», «удерживали», «обналичивали» и т.д., употребляемые в обвинительном заключении при описании инкриминируемого деяния, не раскрывают существа происходивших событий и не могут относиться к способу совершения преступлений». Проще говоря, судья не углядел серьёзной доказательной (бездокументальной!) базы в предъявленных обвинениях – если, конечно, не считать за таковые весьма спорные показания свидетелей.
При этом Полищука, об этом тоже писал БК55, трудно заподозрить в сочувствии к обвиняемым. Летом 2016 года он приговорил бывшего первого зампреда облправительства Юрия Гамбурга к 5 годам и 6 месяцам колонии, при том что прокуратура просила лишения свободы лишь на 4 года и даже попыталась опротестовать слишком суровый приговор.
Весьма любопытно, какое теперь решение примет Полищук в отношении Эйснера. Как минимум, есть несколько крайне смущающих даже посторонних наблюдателей, не говоря уже о стороне защиты, моментов.
Во-первых, дело, как уже сказано, было направлено на доследование – сенсационное событие для Омска в принципе, особенно учитывая его огромный скандальный резонанс. Три года распутывать и отдать дело сырым в суд – вряд ли это может внушать доверие. К тому же заново расследованное, оно в суд не поступило до сих пор. Как изменится предъявленное обвинение – тоже неизвестно. Тем не менее судьба одного из основных фигурантов этой громкой истории начнёт решаться уже через неделю.
Во-вторых, удивляет ситуация сама по себе: спустя четыре года расследования уголовного дела, после возвращения его на доследование один из «главарей» этой ОПГ (если верить обвинению) вдруг заключил досудебное соглашение. К этому времени следствие (раз уж оно направило дело в суд) должно, казалось бы, досконально разобраться во всех обналичных перипетиях и без какого-то Эйснера. Следуя этой логике, эксперты БК склоняются к версии, а не идет ли речь о некой «поблажке», имеющей целью вывести директора «Белого света» из-под удара? Иначе говоря, нет ли тут каких-то благодарных отголосков былого покровительства?
Уже в четверг ситуация начнёт проясняться.