Социальный предприниматель, директор омского детского Монтессори-центра уверена: развитая личность занимается самовоспитанием всю жизнь.

Ирина, вы получили диплом «Лучшее предприятие малого и среднего бизнеса» как лучшее малое предприятие Омска в сфере образовательных услуг. Вы стремились к этому? Или получилось само собой, в процессе работы?

– Точно не стремилась. Это была полная неожиданность для меня. Да и правды ради надо отметить, что я стала одним из участников этой номинации. Нас таких много!

– Как вы оцените нынешнюю систему образования? Да, детям приходится в ней напрягаться. Как и родителям. Вы лично склонны ее критиковать или видите в этом пользу?

– Вы имеете в виду систему образования в современных муниципальных садах и школах? Мне кажется, напряжение взрослых в этой системе направлено не в то русло. На излишний контроль и давление. Возможно, кому-то этот контроль важен и необходим, но он совершенно точно лишает ребёнка мотивации к самостоятельной деятельности. Спросите любого школьника, нравится ли ему учиться, выполнять домашнюю работу. И, с большой долей вероятности, получите отрицательные ответы. В этом вся суть и боль современной системы образования. Мы из благих побуждений помощи ребёнку лишаем его возможности хотеть что-то делать самостоятельно. «Мама лучше знает, что мне задали сегодня по математике, она уточнила в родительском чате и теперь сядет и решит все за меня или заставит меня это сделать. Мне самому думать об этом незачем».

– Ирина, почему выбрали методику Монтессори?

– Здесь сложно говорить о выборе, по-моему, это просто наиболее естественный и логичный способ взаимодействия, основанный на взаимном уважении. Причём не только с детьми, но и со взрослыми.

– Приживается ли методика в Омске?

– Конечно. Местоположение не имеет значения. Везде есть дети и думающие, неравнодушные родители.

– Как готовите семинары для родителей? Охотно ли идут на них мамы и папы? Что дают городу такие мероприятия?

– Мы делаем это по запросу родителей. На занятиях в свободной беседе, в наблюдениях в группе формируются актуальные темы семинаров. У нас уже сформировался определенный перечень тем, актуальных всегда, и мы повторяем их с периодичностью полгода-год.

И слушатели находятся всегда. Подобного рода поддержки родительской компетенции в нашем городе больше нет. Всегда можно получить индивидуальную консультацию от узких специалистов (логопедов, психологов, педагогов и др.), но в совместных родительских встречах важно не только мнение специалиста, но и понимание того, что ты не один с такой проблемой. Важно услышать других родителей, поделиться своими проблемами и совместно обсудить какие-то вопросы.

– Приходится ли вам «воспитывать» родителей?

– Знаете, мы никого не «воспитываем». И об этом все родители, посещающие наш центр, узнают на встрече-знакомстве. Здесь мы в первую очередь пытаемся донести до них мысль о том, что воспитание – это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни и в ходе собственной активности индивида. То есть нельзя воспитать другого, можно воспитать только себя самого, и этот процесс никогда не заканчивается, длится на протяжении всей жизни.

И поскольку родители узнают о нашем видении ещё до того, как приводят ребёнка на занятие, это способствует отсеиванию той группы, которые стремятся переложить на нас воспитание своего ребёнка.

Вас часто критикуют родители? Как реагируете?

– Стараемся всегда достойно реагировать, исходя из принципов уважения к мнению другого, но и защищая свои границы. А ещё мы, я имею в виду наш центр, в первую очередь уверены в своей позиции и уважительно относимся к себе, тем самым притягивая уважение окружающих.

– Хватает ли центров Монтессори всем желающим в Омске? Они только для состоятельных семей?

– На данный момент таких центров в Омске достаточно много. Я не могу сказать, хватает ли их всем желающим. Могу отвечать только за себя: мы не отказываем никому в посещении занятий наших вводных групп, куда дети ходят в сопровождении родителей.
А про состоятельных родителей... Методика сама по себе достаточна затратная, она не может стоить дёшево. Это лишь вопрос приоритетов родителей. Готовы ли они вкладывать в будущее своего ребёнка? Что они сами понимают под инвестициями в будущее? «Наши» родители знают, что это не только самые дорогие и современные игрушки и гаджеты. Что кроме материального мира ребёнка окружает ещё мир социальный и эмоциональный, и ценны именно те отношения, в которых он растёт. А выбор, платить или не платить, есть у каждого.

– Есть ли у ваших центров что-то общее с курсами раннего развития для детей?

– Что-то общее, конечно, есть. Потому что когда заходит речь о раннем развитии, кто-то понимает это как развитие каких-то навыков и умений раньше, чем, например, у сверстников. А наши педагоги, говоря о раннем развитии, имеют в виду детей раннего возраста. Развитие не может быть ранним или поздним, оно всегда должно быть своевременным и гармоничным. И если предоставить ребёнку свободу в этом вопросе, научиться наблюдать и создавать соответствующее окружение, то это и есть ключ к гармоничному развитию личности в том темпе и ритме, который выбирает сам ребёнок. Таким образом, вопрос раннего развития – это всего лишь вопрос возраста. А возраст, как мы все знаем, явление временное!

– Кто для вас «свои люди»? Как вы их ищете?

– Не ищем, они нас находят сами. И их много. Это люди, разделяющие наши взгляды на воспитание и развитие детей, принимающие принципы нашего подхода, в первую очередь, безоценочность и безграничное доверие, уважение и принятие ребёнка.

Смотрю на фото из «Умного птаха» – глаз отдыхает, напряжение отступает... Но ведь нельзя назвать вашу методику релаксом, правильно? Детям приходится напрягаться?

– Я вам больше скажу, по-настоящему напрягаться на наших занятиях приходится не детям, а родителям. Дети, напротив, очень быстро принимают все правила и включаются в конструктивную деятельность. Ведь среда, в которой они находятся, отвечает их основным потребностям. Дети – неутомимые труженики. А вот родителям бывает сложно принять то, к чему они не привыкли. В первую очередь, к негативным детским эмоциям – это, пожалуй, самое сложное в адаптации родителей. Мы не оберегаем детей от стресса, на наших занятиях они, бывает, расстраиваются, злятся, негодуют. А как иначе, если они привыкли к совершенно другим правилам поведения и эмоциональным реакциям? Но мы их принимаем и уважаем в этих реакциях и учим родителей делать то же самое. Видеть, понимать и уважать своего ребёнка. А это бывает очень непросто, и надо проделать колоссальную внутреннюю работу.

А внешне, да, все тихо-мирно, глаз отдыхает. В работающем Монтессори-классе так и должно быть. Порядок, покой, гармония и безопасность – идеальные условия для строительства личности.