К открытию театрального сезона.

Прошу поверить, я не слежу специально за музыкальным театром. Так получилось, что проходя в 6-м часу вечера мимо жалкого зрелища театра с повсюду разбросанными мешками строительного мусора, я вспомнил, что сегодня 15 сентября – день, ранее предназначенный для открытия театрального сезона. Дней 10 назад было объявлено, что оно переносится на 3 октября, но, увы, оказывается, не все зрители знали об этом.

Я увидел обреченных зрителей, направляющихся к зданию театра по одному, по двое и даже по трое. Они безуспешно дергали за ручки массивных дверей и начинали искать объявление. За 15 минут я насчитал их человек 20 и стал невольно прислушиваться к их реакции на происходящее.

Отмена или перенос даже одного спектакля всегда является делом крайне нежелательным, т.к. возникает множество проблем как у театра, так и у зрителей. Здесь же билеты заблаговременно продавались на весь сентябрьский репертуар. Невиданный случай, руководство оказалось неспособным спланировать подготовку театра в объявленные сроки, ошибаясь не на один-два дня, а, по крайней мере, пока на две недели.

Хаос с неумелым ремонтом здания и равнодушным отношением к зрителям руководства, не сумевшего или не захотевшего предупредить всех зрителей, прямо неприятно отразился на них, подрывая вместе с тем и престиж театра. У каждого пришедшего зрителя своя непредвиденная ситуация. Подошла пожилая, с палкой, явно инвалид, грузная женщина, давно сидевшая под елками. Она приехала заранее, часов в пять, и раздосадована тем, что потратила 200 рублей на проезд, которые ей никто не вернет. Не подавать же ей в суд на театр за возмещение стоимости проезда. Вероятно, это было ее последнее посещение Музыкального театра. Удивлялась она и тому, что ее смартфон сообщал: представление состоится сегодня в 6 часов вечера, как и было когда-то объявлено. Я не поверил ее словам, но её красиво светящийся смартфон у темного, без единого огонька здания театра действительно, как ни в чем не бывало, заманчиво приглашал посетить спектакль сегодня. Кто может послать такую информацию в интернет, кроме театра? Другая несостоявшаяся зрительница подтвердила, что и она проверила – спектакль сегодня состоится.

Открылось множество и других нежелательных ситуаций. Касса возвращает стоимость билетов, но вначале предлагает прийти с этим билетом до нового 2019 года. Но вот одна зрительница уезжает в начале октября, и ее желание посмотреть нужный спектакль оказалось несбыточным. Другая, некто Светлана Коршунова, уже в интернете с тревогой пишет 12 сентября: «Вот это сюрприз. Учитывая, что билеты на спектакли на 15 и 21 сентября я купила в июле месяце, но на сайте на мои места висит свободная продажа. Пыталась дозвониться в кассу, пока результат ноль».

Молодая пара имела электронные билеты, но в кассе их на деньги не обменивают, для этого надо почему-то прийти в понедельник в Дом союзов.
Надо ли говорить, что все зрители пришли в соответствующем, по их понятиям, театральном виде. Большинство их пожилые, и потратили они на сборы, конечно, несколько часов, подновляя свои наряды, прически и косметику. Конечно, обидно после этого получить от ворот поворот. Женская половина между тем воспринимала сюрприз сдержанно, нехорошо выражался лишь один мужчина.
На дверях театра висит скромный лист бумаги формата А4, который все внимательно изучают. Начинается он так: «Уважаемый зритель», а в чем же заключается уважение к нему, спросить их автора? Дальше следует: «в связи с переносом открытия сезона билеты, приобретенные на спектакли сентября, Вы можете использовать, посетив те же спектакли в октябре, ноябре и декабре 2018 г.». Никаких причин «переноса открытия сезона» театр невинно не называет, как будто это не зависящее от них обстоятельство – то воля неба, а они были против.

Однако эту тему они обойти не могут, и 11 сентября на страницах сайта театра появился панегирик: «Мы очень огорчены переносом открытия сезона, но делаем это СОЗНАТЕЛЬНО, т.к. Ваше комфортное пребывание в Музыкальном – наш приоритет!». Вот так фокус! Оказывается, сознательно привезли поздно и не те кресла, сознательно отправили их в переделку и теперь ждут: «новые современные кресла привезут в Омск в конце сентября». Что это за дата такая запланирована: «в конце сентября», и почему не в конце августа?

Сознательно разорили также туалеты, с которыми главный инженер театра теперь не может справиться. Он сообщает: «При вскрытии канализационной системы обнаружился ряд непредвиденных проблем». Что он хотел там увидеть и что же обнаружил на самом деле? Ясно одно, туалеты оказались сильнее руководителей театра.

Какой хитроумный ход придумали софисты! Оказывается, руководство театра ни в чем не виновато, виноват избалованный зритель, который требует невиданного комфорта кресел и современных туалетов, не желая приходить на спектакль со своим ночным горшком. Не называя свою виновность, руководство театра хитрит, выкручивается, пытается сделать хорошую мину при плохой игре. В крайнем случае, налицо попытка свалить свое бездействие на какое-то неизвестное предприятие по изготовлению мебели, подсунувшее не те кресла. Взыскали ли с него штраф за нарушение договора и наказано ли некомпетентное должностное лицо театра, заказавшее негодные кресла?

Руководство театра не упрекнешь в излишней скромности. 7 сентября на сайте театра, как ни в чем не бывало, издевательски написано: «Музыкальный – это место, где Вам всегда рады… Мы надеемся открыть Омску имена новых звезд». Молчали бы уж про звезды после того, как уничтожили Аллею звезд, открыватели.

В связи со всей этой историей вспоминается персонаж из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». В списке «мертвых душ» крепостных, приобретенных Чичиковым у помещицы Коробочки, значится Неуважай-Корыто. Фамилия эта стала символом всякого некультурного, не уважающего людей человека, как и сама Коробочка. Параллель просто напрашивается, и пусть читатель сам додумывает подсказку про Коробочку. Добавлю только, что даже корыто следует уважать, как произведение рук человека, а театр – тем более, уважать теми, которым доверено руководить им.

Театр не следит, как уже сказано, за своей рекламой в интернете. Вернувшись домой с прогулки, я заглянул в интернет на сайт Музыкального театра. На первой же странице я увидел прежний репертуар театра, начиная с 16 сентября. Затем открылось объявление о переносе открытия сезона на 3 октября, но далее вновь встречается репертуар на сентябрь. Такая же история на сайте «Спектакли Омска. Афиша». На 16 сентября там приглашают на спектакль «Обнаженное танго». Откроет пожилой зритель не ту страницу и будет введен в заблуждении. О тех, кто не имеет интернета, отдельный разговор.
Театр имел до сих пор своего зрителя, который был приучен прежним директором Борисом Ротбергом, имеющим наградные медали даже от Министерства обороны, к порядку, и зрителям не приходило в голову наводить справки о готовности театра к открытию сезона, приходя на него с цветами, как на праздник.

Если и откроется театр 3 октября, то катавасия с билетами будет еще продолжаться три месяца, создавая неудобства для мало уважаемых и неуважаемых зрителей. Печальная история. Создается впечатление, что театр с приходом нового руководства деградирует.

Со стульями же сложилась какая-то недосказанная история, достойная стать в ряд с широко известным произведением Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Где-то сейчас переделывают новые театральные стулья, а хорошо бы министерствам культуры, региональному и российскому, переделать и некоторых новых руководителей театра. Пусть они мало или ничего не понимают в музыке, пении и танцах, но четко, организованно и ответственно занимались бы хозяйственными делами.