Накануне визита Путина в Омск анонсировалось, что он заглянет и на ОНПЗ, который даже приготовил специальную вертолетную площадку для президента. Но якобы в последний момент от поездки на нефтезавод отказались. Почему? Добавим, что от внимания омских СМИ не ускользнула еще одна, как нам представляется, красноречивая деталь. Глава региона Бурков и мэр Фадина во время прогулки с президентом РФ по ул. Ленина попросили Владимира Путина посодействовать в том, чтобы «Газпром» профинансировал еще и реконструкцию Иртышской набережной. Однако Путин, которому вроде бы понравилось, как на деньги «Газпрома» реконструировали Любинский проспект, неожиданно предложил омским чиновникам обойтись своими силами. «Ну а «Газпром» пусть лучше своим делом занимается, т.е. добывает нефть и газ», – заявил президент. Как думаете, почему местное подразделение компании, лидирующей во многих рейтингах, на сей раз не было удостоено внимания, а ее потенциальное «спонсорство» в Омске не одобрено?

Вячеслав Эйрих, омский общественный деятель:

– Правильно говорит президент: хватит попрошайничать, нужно самим работать и зарабатывать для родного города. В Омске не хватает эффективных менеджеров, а местные чиновники способны только жаловаться на нехватку средств. Такая картина продолжается уже лет двадцать, а толку нет. Деньги тратят на метро, гидроузел, Фёдоровку и т.д., и т.п., а кто ответит за все невыполненные проекты? Кто понесёт наказание? Я бы тоже не дал больше денег Омску. Сначала приберитесь в городе, с мусором разберитесь, с дорогами и тротуарами, с парками и скверами, с транспортом и пешеходами, школами и больницами. Хватит строить где попало и что попало!

Димитрий Галаванов, президент омского союза прдепринимателей:

– «Газпром» – крупнейшая государственная компания и кому как не главе государства знать, как рациональней тратить государственные деньги. Против реконструкции набережной ведь президент не возражал. Значит руководителям региона надо активно привлекать деньги частных инвесторов, программные федеральные бюджетные средства и двигаться дальше. Не останавливаться. Идея-то хорошая! Областного бюджета, к сожалению, ещё долго не хватит на такие крупные инфраструктурные проекты. А жить дальше надо и город любимый украшать надо. Не вижу никаких противоречий!

Анатолий Канунников, помощник депутата омского Заксобрания, координатор общественного движения «Новый город»:

– Интересный вопрос. Я думаю, потому что это наиболее благополучное предприятие Омской области с высокой заработной платой и устойчивыми производством и экономикой. И обращать внимание Президента на такие предприятия нет нужды. Там и так все хорошо. Президенту надо больше вникать в проблемы, которые есть на территории России и такого города как Омск.
Вообще, «Газпром» – наше все, но в первую очередь это один из хозяйствующих субъектов России, который платит налоги в том регионе, где он зарегистрирован. И отвлекать финансы от производства основного направления деятельности – добычи нефти и газа, для того, чтобы в Омске строить набережную, по моему мнению, нецелесообразно. Надо по-другому хозяйствовать на омской земле. У нас в Омске экономики нет, есть система хозяйствования, которая всегда связана с тем, что кто-то что-то делает из одного центра, а из одного центра ничего не видно.

Евгений Щербаков, генеральный директор ООО «Центр деловой недвижимости «Навигатор»:

– А что ему делать на нашем нефтезаводе? Ему и так все ясно, что завод есть и функционирует, и что Омск без него никак не может существовать. Владимир Владимирович пробыл в Омске всего три с половиной часа, поэтому ему было не до нефтезавода. Ну и вероятнее всего, он устал после Кемерова и Новосибирска.
Вот такой вот наш Владимир Владимирович.
Что касаемо спонсорства «Газпрома» над Иртышской набережной, Владимир Владимирович – любитель «красного словца», как говорится, «ради красного словца не пожалеет и отца». Неудачно ему был задан вопрос по теме спонсорства, а он ответил, что каждый должен заниматься своим делом. «Газпром» должен добывать нефть и газ, а не ремонтировать в Омске улицы. Каков вопрос – таков и ответ.

Павел Кручинский, омский бизнесмен, председатель совета директоров компании «МИАРД»:

– Я так полагаю, что он в курсе всех основных маневров, которые проходят сейчас в системе «Газпрома», и поскольку визит был не очень продолжительным, я думаю, что главной целью было поддержать кандидата в губернаторы, в том, чтобы выборы состоялись с максимальной вероятностью. Владимир Владимирович погулял по улице Ленина, пообщался с омичами, похвалил город, провел мероприятия не в рамках одной транскорпорации, а именно сделал так, чтобы его визит максимально благоприятствовал выборам. До визита в Омск он достаточно серьезно получил информацию от «Газпрома» о том, какие проекты компания курирует на территории города, поэтому узнав, какой денежный поток идет сюда, корректно это отсек.

Валентин Кузнецов, омский общественник и правозащитник:

– А зачем ему посещать нефтезавод? Он давно стал иностранным. Если более тысячи китайцев приехало сюда и 500 турецких рабочих. Фактически предприятие уходит из юрисдикции Российской Федерации, прибыль оно будет приносить иностранцам. Поэтому незачем ему там появляться, так как предприятие чужое. Это распродажа богатств Родины.

Александр Цимбалист, председатель Омского городского совета третьего созыва:

– А почему он должен посещать нефтезавод? У него же была цель другая, по программе он должен был посмотреть, как решаются социальные вопросы. А нефтезавод давно не принадлежит государству, что там смотреть, он давно не работает на страну и на население. Я думаю что причина в том, что его сейчас больше интересует настроение народа, потому что те меры, которые сейчас предпринимает правительство, вернее, пытается предпринимать, прямо противоположны тем мерам, которые сейчас необходимо предпринимать. А Владимир Владимирович кладет «на алтарь» свой авторитет, пытаясь пропихнуть эти так называемые реформы. Я вас уверяю – все это провалится с треском, потому что они не с того начинают, начинать надо не с денег, а с труда. Вы создайте обещанные 25 миллионов рабочих мест, а потом ставьте вопрос о пенсионной реформе, а когда полстраны не работает, не занимается производительным трудом, то о чем говорить? Разве можно искать путь спасения в карманах этих нищих?! Поэтому что делать на этом нефтезаводе? Там все понятно. А он не смог создать новых рабочих мест, приехал просто уговорить людей, сказать, соглашайтесь пока, потерпите, затяните пояса. Ну сколько можно! Какое поколение уже затягивает пояса! Сколько можно терпеть. Президент не тем курсом идет. Сейчас просто одни слова. Вы слышали, чтобы в России построили новую электростанцию или открыли серьезное отечественное производство? Нет... Ему надо либо команду свою серьезно перетрясти, либо уходить, не губить страну до конца. Вы видели, чтобы он встречался с населением? Нет. Там несколько подставных клерков, которые наверняка работают где-то в администрации. А без спонсорства сибиряки обойдутся, зачем нам это надо. Что значит спонсорство «Газпрома»? Вы просто верните наши деньги, мы без вас разберемся, как с ними поступить. Во-первых, «Газпром» сейчас в долгах. Какое с него сейчас «спонсорство»? Абсолютно неправильная экономическая политика. Я, как экономист, вам ответственно заявляю – я постоянно слежу за тем, что делает Правительство и президент, там даже намека на социально-экономическое развитие страны нет. Нет никакой перспективы, никто не заботится, чтобы государство развивалось.

Константин Ткачев, депутат Заксобрания, редактор телекомпании «Обком-ТВ» КПРФ:

– А вы уверены в том, что он не посещал нефтезавод? Я думаю, что мало людей, которые точно знали график визита президента в Омск. Поэтому утверждать, что он не был на нефтезаводе, я бы не стал. По имеющейся у меня информации на нефтезаводе строилась вертолетная площадка, и источник вполне достоверный. Понятно, что, по всей видимости, показывать в Омске из предприятий больше нечего было. Для широкого общения он, конечно, был недоступен, мы видели его там, где он был на улице Ленина. Поэтому я не буду утверждать, что он не был на нефтезаводе. А «Газпром» – одно из немногих предприятий в России, которое практически разрывают на части многие регионы страны. Омская область не единственная хочет получить финансирование от этой компании. Я думаю, что существует некий шорт-лист регионов, с которыми «Газпром-Нефть» сотрудничает в тех или иных проектах, видимо, очередь пришла другой области получать подарок от этой компании.

Сергей Костарев, омский эколог, профессор ОмГУПС:

– Возможно, из-за недостатка времени. Визит мог быть только формальным, а нефтезаводу это зачем? Ему и так хорошо. А может быть, во избежание той самой для Омска конфликтной темы о передаче части налогов в другие города. Финансирование «Газпромом» Иртышской набережной он не то чтобы не одобрил, он сказал, что город сам должен этим заниматься. Возможно, «Газпром» исчерпал все свои желания помогать Омску. А сказать прямо не хочет.

Сергей Кондаков, омский политик и общественный деятель:

– Я полагаю, Президент в курсе, что и как в нефтяной отрасли, тем более нефтянкой управляют профессиональные топ-менеджеры. То, что сказал В. Путин – «Газпром» пусть лучше своим делом занимается, т.е. добывает нефть и газ» – считаю правильным по логике вещей. Страна находится под санкциями, в экономике дела идут не лучшим образом, каждый «миллиард на счету». К тому же, в Омске группа омичей предлагала в 2016 г. провести референдум «Уплата налогов по месту нахождения предприятия», а также депутаты предлагали отменить процессинг. В итоге Президент и предложил чиновникам решать свои идеи своими силами.

Виктор Шкуренко, генеральный директор ООО «Торговый дом Шкуренко»:

– На этот вопрос могу дать самый простой ответ – у Президента просто не хватило времени на посещение нефтезавода, он в Омске был всего три часа. Я бы не стал искать в этом какие-то козни. Основная цель визита состояла в том, чтобы поддержать главу региона, это был абсолютно политический визит. Спонсорство – дело добровольное, и это даже не уровень Президента – урегулировать взаимоотношения компании «Газпром» с нашим городом. Я вообще не понимаю, кто ему этот вопрос задал и зачем.

Орис Брут, омский блогер:

– Прежде всего стоит понимать, с чем мы имеем дело.
1) ОНПЗ – это один из самых передовых заводов России и Европы, и посещали его уже все, кому не лень. В Омске вообще, кажется, почти всех важных гостей туда возили. И, как по мне, завод уже малость заезжен гостями. Будь я на месте координатора из МСК, я был бы хорошо проинформирован только про Омский ОНПЗ, потому как все высокие чиновники, что посещали Омск, побывали и там.
Но Омск – это же не только ОНПЗ! Омск – это город-милионник. И, коли уж глава государства приехал к нам впервые за 15 лет, то он наверняка хотел бы побывать не на предприятиях, а выйти в народ.

2) Теперь про «пусть своими делами занимаются».
Мы должны понимать, что «Газпром-нефть» является частью госкорпорации, и, стало быть, Владимиром Владимировичем воспринимается как актив государства, наряду с другими профильными министерствами. И да: я вполне допускаю, что человек, пришедший из структуры с прямой и жесткой системой подчиненности, может по-разному реагировать на горизонтальные связи подотчетных ведомств.

3) Ну и самое главное: «Анонсировали».
Кто анонсировал? Насколько я помню, началось это все с анонимных ТГ-каналов, и потому называть это полноценным анонсом мероприятия не стоит, ибо без официального уведомления это гадание на кофейной гуще. Было много разговоров про Юбилейный мост и его открытие, про «Арену Омск» и еще про целый ряд объектов.

Резюмируя, хочется сказать: весь этот нынешний шум – из-за сложившейся традиции возить приезжих чиновников высокого уровня на ОНПЗ и обманутых ожиданий всего омского сообщества, связанных с первым за 15 лет визитом главы государства в Омск.
А по поводу того что, там что-то строили… Ну, так там постоянно что-то строят, и постоянно кого-то возят.
При чем тут Путин?

Игорь Басов, председатель регионального отделения партии ПАРНАС:

– На нефтезаводе сейчас есть некоторые неопределенности. Те решения, которые были приняты о передаче всех объемов работ иностранным компаниям, о реконструкции нефтезавода, полностью одобрены Президентом России, я думаю, поэтому Владимиру Владимировичу не было необходимости ехать на завод. В «Газпроме» присутствует иностранный капитал в большом количестве, более 20% – американские владельцы и без их ведома вмешиваться в экономическую политику «Газпрома» Президент не имеет права.