Судебный процесс завершён, а экс-губернатор так и остался всего лишь свидетелем.

На днях была поставлена точка в резонансном деле «Межрегионгаза». Суд официально признал: действительно существовали фирмы-«прокладки», через которые «Техуглероду» приходилось продавать сырьё; цены оказывались неоправданно завышенными, так что покупатель нёс убытки. И виновато в этом руководство компании «Межрегионгаз».

Однако на скамье подсудимых оказался только один представитель этой компании, и не самый главный. Сергей Подольный сейчас сидит в тюрьме – и проведёт там ещё как минимум несколько лет. А вот его тогдашний начальник Виктор Назаров сидит в Совете Федерации и под суд не собирается; вот и на этом процессе он был только свидетелем, что вызывает закономерные вопросы. В самом деле, не глава ли компании в ответе за манипуляции со сбытом газа? Не он ли и подписывал соответствующие документы?

Подольный постарался внести ясность прямо в зале суда. «Дело изначально готовилось под Назарова, – заявил он. – Следователь на меня давил, требовал сказать, кто давал мне команды. Командовать мог только Назаров, но он этого не делал».

Это заявление очень красноречиво, но не в том смысле, какой хотел в него вложить подсудимый. «Командовать мог только Назаров», – с этим не поспоришь, а вот в то, что команд не было, верить совсем не обязательно. Как и в историю про Мальчиша Кибальчиша, который не сдал начальство вопреки следовательскому давлению. Скорее можно представить схему, при которой Назаров изначально был выведен за пределы «круга подозреваемых» и оказался, таким образом, «на крючке». У одного из омских «кланов» появился свой «карманный» губернатор, а теперь – «карманный» член Совета Федерации. Судя по последним нелепым шагам Назарова в качестве главы региона (это предвыборная поддержка Андрея Ткачука, например), держат его крепко – так что Подольному наверняка было что рассказать, если бы он захотел. И 200 миллионов рублей, «заработанные» авторами криминальной схемы, достались, по-видимому, не Подольному, а совсем другим людям.

Но произошло то, что произошло. Виктор Иванович, став сенатором, немного дистанцировался от этой истории в частности и от Омска в целом, ну а Подольный теперь переезжает из СИЗО в колонию. Можно предположить, что в обмен на правильные показания (про «команд не давал») он рассчитывает выйти по УДО.

Насколько эта ситуация соответствует требованиям законности, да и просто здравого смысла, омичам придётся решать самим: надзорные организации им в этом помогать, кажется, не будут.