Учредитель и директор благотворительного фонда помощи животным прокомментировала скандал, разгоревшийся в День города из-за замученного в контактном зоопарке кролика.
– Елена, расскажите подробнее о трагической истории в контактном зоопарке на День города.
– В День города ко мне обратилась волонтер, решившая посмотреть состояние животных в контактном зоопарке и ужаснувшаяся тому, что увидела. Она обнаружила мертвого кролика, безучастного ко всему окружающему козла, еще нескольких животных охарактеризовала как нездоровых. Так как в этот день я находилась неподалеку, то лично решила ознакомиться с ситуацией. Проблема при этом основная в том, что контактные зоопарки – активные участники мероприятий в праздничные дни, поэтому нет возможности пригласить сразу с собой на место ветконтроль или специалиста из государственной ветеринарной клиники – именно их заключение принимается при возбуждении уголовного дела в таких ситуациях. Поэтому шла, понимая, что смогу только зафиксировать факт при помощи полиции, но, увы, зоопарк продолжит работать.
Мною был обнаружен мертвый кролик, животные вперемешку на солнцепеке, которых трепали и гоняли дети без всякого вмешательства сотрудников или родителей – за редкими исключениями.
Изначально вода в емкостях была очень грязная, возможно, заметив, что я снимаю все на площадке и делаю это подробно и долго, воду поменяли.
Козел был очень вялый, не реагирующий ни на что, ежик – в центре площадки, в клеточке, на солнцепеке, неподвижный. Ужасно, что ни у кого из животных не было возможности укрыться от навязчивых рук посетителей, избежать контакта, а так же то, что хрупкие утята и кролики каждую минуту рисковали быть раздавленными копытами коз. Возможно, так и случилось с умершим кроликом – или удар копытом, или жара. А если инфекция?
– Вы видели все своими глазами. Как на случившееся реагировали дети и их родители? А организаторы, которые продавали билеты и следили за всем, что в нем происходит?
– Организаторы никоим образом не руководили процессом общения людей и животных. Некоторые родители помогали ребенку взять на руки кролика, покормить козу. Но большинство не смотрели, что делают дети, либо направляли ребенка то в одну, то в другую сторону загона.
При мне родители с детьми вместе рассматривали и обсуждали мертвого кролика. Сочувствия или ужаса, вызванного смертью животного, не было. Ну да, кроликов едят. Но одно дело покупать пищу, а другое – участвовать в процессе мучений животного до его смерти и вообще показывать ребенку безразличие от того, что живое существо умерло.
– Знаете ли вы, что думает по этому поводу хозяин зоопарка? Кто за это ответит?
– Знаю. Хозяева зоопарка очень удивлены, что к ним выразили претензии. Сообщили, что успешно работают уже много лет именно на мероприятиях – «Флоре», «АгроОмске».
Считают, что ничего особенно не произошло, что животным у них хорошо. На мои замечания по вопросу отсутствия вольеров, отдельных загонов, укрытий для животных – округлили глаза и отметили, что нигде не прописана обязанность это делать.
Что касается ответственности… Нет закона – нет ответственности. Спишут гибель кролика на естественные причины – вплоть до старости… Норм организации таких мест нет – поэтому травма, смерть от стресса или жары животного не пройдет как жестокое обращение по ст. УК. С хозяев взяли объяснение, мне его не показали, но, думаю, объяснения там именно такие – естественные причины или случайность. Доказать обратное мы не можем.
– Как вы считаете, каким образом можно оградить животных от опасности в таких зоопарках?
– Совместной работой родителей и организаторов таких мест. Ребенок должен идти туда не с идей «потискать зверушек», а с целью увидеть, как на самом деле выглядит курочка, почувствовать, какая мягкая шерстка у кролика, и наблюдать, как смешно он прыгает… Это не просто зрелище – это разговор, это урок под руководством взрослого. Поэтому родители обязаны оторваться от смартфонов и заниматься в зоопарке детьми. А сотрудник зоопарка – не просто контролер, а куратор контакта детей и животных, который стоит на защите животных и руководит общением детей и зверушек.
Разумеется, организация пространства должна быть обустроена в первую очередь в интересах животного – удобные вольеры или загоны с возможностью укрыться от рук и взглядов. Качественное питание, ветнадзор.
– Что нужно знать детям перед походом такой зоопарк и кто им должен объяснять?
– Формировать культуру обращения с животными нужно с первых лет жизни. И в семье, дома, и при столкновении вот с такими заведениями. Объяснять, что у животных есть права и собственные интересы, которые нужно уважать. Нормально – открыть дверь кошке, нормально – накормить бездомного щенка или его даже приютить его или найти дом. Нормально, если кролик вырывается из рук и прячется – он не настроен общаться с ребенком и это надо учиться понимать и уважать.
Животное не обязано играть тогда, когда хочет ребёнок. Ребёнок, который не понимает, что кошка или собака не были созданы, чтобы его ублажать, может своей игрой и замучить животное, и убить. Например, постирать в машинке, закопать в песок, выбросить в окно… Это непонимание того, что животные тоже живые.
Общение с животным – это наука, которую родители и учителя должны помогать осваивать. В моем детстве были зооуголки в школе и кружок зоологии в Доме творчества, где не тискали, а кормили, чистили клеточки с хомячками и свинками… Была бабушка в деревне, которая четко объяснила, что нельзя хватать и гонять гусят, смотреть – пожалуйста.
– Как вы считаете, кто виноват в смерти животного? Тот, кто недоглядел, или те, кто целый день их тискал?
– Дети еще не могут понять, что их «поглаживания» животное убивают, доставляют страдание. Виноваты организаторы этого места и родители, допускающие детей в такие места.
– Считаете ли вы, что такие зоопарки нужно запретить? Как-то, около двух лет назад, по интернету гуляла петиция о запрете. Позже СМИ начали писать, что контактные зоопарки будут закрыты. В итоге нет результатов. Как вы считаете, почему?
– Да, действующие сегодня контактные зоопарки нужно запретить. Пока у нас в стране животное – вещь, которую можно использовать без учета ее жизненных потребностей и того, что эта «вещь» испытывает вполне человеческие состояния стресса, страха, боли, следует прекратить работу всех предприятий, использующих животных для получения прибыли. Предвижу вопрос о том, что пищевая промышленность использует животных в производстве… что люди едят мясо. Не буду поднимать в данном интервью вопрос вегетарианства, в этой ситуации мое вышесказанное мнение относится не к животноводству.
Почему обращения по поводу запрета не сработали? Потому что запрет должен основываться на введении в законодательство норм, по которым определяется, почему нужно закрывать. Т.е. без признания животных существами, чувствующими боль и прочее, запретить держать животных на жаре или давать тискать сотне рук нельзя, нет аргументов в законе, почему такая смерть недопустима, а допустима от удара током, например, при забое…
Поэтому, мне кажется, стоит начать не с запрета, а с введения норм содержания животных при тех или иных способах их использования. Например, при аренде места под контактный зоопарк можно прописать определенные условия содержания и демонстрации животных
– Как вы считаете, почему в законодательстве РФ закон о защите животных – слабая сторона? Почему за жестокость практически не дают реальных сроков? Недавно дочь Главы Алтайского края зарубила топором котенка и сняла это на видео. Как вы считаете, какое наказание должно следовать за такие умышленные преступления? Кроме этого, ситуация с хабаровским живодерками. На их счету 15 замученных до смерти и жестоко убитых птиц и животных.
– На данный момент уже известно наказание для алтайских живодерок – это пара недель в исправительном учреждении для малолетних. Разумеется, это ненормально. Налицо серьезная патология социального развития, налицо вина родителей в ненадлежащем воспитании. Мое мнение, что во всех ситуациях совершения преступления детьми должна применяться система наказаний и для родителей. Это касается не только животных, а преступлений вообще.
По Хабаровским. Они не получили срок за жестокое обращение с животными. Это наказание было получено за возбуждение ненависти и вражды и оскорбление чувств верующих. Если бы дело было только в животных, думаю, они через 5-6 месяцев бы резвились на свободе после такой же колонии для несовершеннолетних с милым обращением и психологами.
Затрудняюсь с ответом, почему слабая сторона российского законодательства – закон о животных. Точнее, его отсутствие. Во-первых, потому что у нас и ряд уголовных дел в отношении причинения вреда людям не завершается действительно серьезным наказанием. Во-вторых, потому что, обозначив для животных статус живого существа с определенными правами и ответственность людей в отношении животных, наши правоведы и политики боятся пересмотра целого ряда уже существующих законов и актов – это же столько работы! (сарказм). А в-третьих, я думаю, потому, что считают, что и так все налажено. Ведь им не приходится вытаскивать трупы скрюченных в судорогах кошек из замурованных подвалов. И видеть глаза сотни собак, которых завтра утром будут умерщвлять одну за другой.
– Контактный зоопарк приносит большие деньги? Стоит ли это жизни животных?
– Не задавалась целью просчитать рентабельность этого проекта. Давайте попробуем. В течение 15 минут на площадке находится в среднем 5-7 детей, пусть будет 20 в час, округлим за день 8 часов работы – 160 посетителей по 150 руб. это 24 000 р. «Флора» была пять дней? 120 000 руб. По словам владельцев, они используют животных своего хозяйства – т.е. куры, утки, кролики могут потом съедаться, как принято в сельском хозяйстве, и на следующие мероприятия приезжают уже новые животные. Т.е затрат на специально закупленных или экзотических животных нет. Чистая прибыль.
Стоит ли жизни? Жизнь любая ценна. Если не говорить о тотальном запрете зоопарков и цирков, нужно говорить о такой их организации, чтобы контакт человека и животного не доставлял животному страданий. Для предпринимателя это означает направить часть прибыли на обустройство места содержания животного – с укрытием от людей и погодных условий, на комфортную доставку, на то, чтобы была смена животных – часть после некоторого времени уносилась в «запасники», а для зрителей размещали других.
– Есть ли какие-то проверки правоохранительных органов таких зоопарков?
– По моей информации – нет. Данного омского предпринимателя проверили, по его словам, по прибытии, те, кто отвечает за организацию «Флоры» и его арендованное место. Ну как проверили? Посчитали по головам, сколько привез из заявленных, на месте ли разрешение, договор, стоит ли на своем участке. Я сужу об этом так потому, что документы предъявлялись полицейскому, которого я вызвала. Наблюдая со стороны (мне не позволили ознакомиться), я не увидела кипы паспортов животных – в которых должны были бы стоять отметки о прививках… Т. е. родители детей не могут быть уверены, что их ребенок не подхватит какое-либо заболевание, и данная ситуация, видимо, городскую администрацию не беспокоит.