Они имели реальную возможность стрелять на поражение, но не делали этого, доказывают их адвокаты.

Вчера в Советском райсуде Омска состоялись прения по уголовному делу о перестрелке у ОМЦ «Химик».

Напомним: 9 июня 2017 года экс-депутат Горсовета Евгений Мавлютов назначил там встречу спортсменам, один из которых ему задолжал. Участники конфликта приехали на черном «Гелендвагене» и еще нескольких иномарках.

Когда к «Тойоте Чайзер», где находился, как считал Руслан Мавлютов, его старший брат подошли больше пяти спортсменов и стали дергать за ручки, пытаясь проникнуть в салон, он вместе со знакомым Александром Шевченко открыл стрельбу.

Пять человек было ранено. Мавлютова-младшего задержали и поместили в СИЗО. Вместе с Шевченко (тот под домашним арестом) его обвиняют в покушении на убийство и незаконном приобретении оружия.

Перед началом судебного заседания 7 августа Александр Шевченко рассказал БК55, что из-за всей этой истории лишился 2-комнатной квартиры:

– Взял под залог квартиры заем в 1,6 млн руб. Большая часть этих денег была передана знакомому пострадавшего Кормишина, который скрылся. В результате я вовремя не рассчитался с займом – есть уже решение суда об обращении взыскания на заложенное имущество.

– Конфликт произошел из-за невозврата этой суммы, – добавила мать Руслана Мавлютова Лариса. – Когда спортсмены приехали разбираться, их было человек 20 на троих. Все произошло спонтанно – хорошо, что все живы остались…

Однако гособвинитель, судя по его выступлению в суде, не поверил в то, что стрельба началась спонтанно. И перед прениями провел очную ставку между подсудимыми, сравнив их показания.

– Из машин вышло около 20 человек, 5-6 из них подошли к «Тойоте Чайзер». В машине Мавлютов мне сказал, что оружие заряжено травматическими патронами и надо только попугать. Убивать я никого не хотел, поэтому целился в асфальт, – сказал Шевченко.

На вопрос, откуда оружие, Руслан Мавлютов сообщил, что сумку с карабином и патронами взял в гараже своего дяди.

– Вы понимали, что патроны боевые и, попав в «Чайзер» (а там отверстия от пуль), можете взорвать его? – спросил судья Денис Лещинский.

– Я действовал спонтанно, хотел лишь напугать пострадавших. Их было человек пять у «Чайзера» – дергали ручки дверей, пытаясь попасть в салон. И я стрелял вниз, не подумав о рикошете.

Судья уточнил у Шевченко, куда стрелял тот.

– В сторону людей, которые были у передней части «Чайзера» – мы полагали, что в машине Евгений Мавлютов и они представляют угрозу. Кто-то лег на землю, кто-то побежал, и я прекратил стрельбу.

Во время допроса судье передали заявление от одного из пострадавших в перестрелке – Кормишина – о том, что тот не имеет к подсудимым претензий и просит строго не наказывать.

Перед началом прений сообщили о состоянии здоровья подсудимых: у Мавлютова бронхиальная астма, которая обострилась в СИЗО, у Шевченко проблемы с сердцем.

Затем слово взял представитель гособвинения.

– Вина подсудимых по ч. 1 ст. 222 УК РФ («Незаконные приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия») и ч. 3 ст. 30 пп. «а, е, ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ («Покушение на убийство двух и более лиц, совершенное общеопасным способом») подтверждена в полном объеме – протоколом осмотра места происшествия, экспертами, очевидцами и пострадавшими, которые попали в больницу с ранениями (в основном ног – голеней, бедра, лодыжки – авт.). Хотя сами пострадавшие изменили свои показания в суде, заявив, что на их жизни не покушались, наличие повреждений говорит об общественной опасности подсудимых.

Пом. прокурора потребовал для Руслана Мавлютова 10,5 лет колонии строгого режима, для Александра Шевченко – 12 лет.

Адвокаты обоих подсудимых настаивают, что вина по 105-й статье не доказана, умысла на убийство у их подзащитных не было.

– Подсудимые хотя и стреляли с расстояния в 7 метров, никого не убили. У них оставались патроны (в магазине для карабина «Вепрь» 30 патронов), но они прекратили стрельбу, увидев, что опасность для находившихся в «Чайзере» миновала, – доказывал адвокат Мавлютова Павел Плеханов. – А произошло все спонтанно. Возник конфликт между Мавлютовым, Шевченко и Кормишиным, была назначена встреча. На нее приехали около 20 спортсменов на 5-7 машинах. Для чего столько? Продемонстрировать силу. Когда Мавлютов и Шевченко увидели столько людей, решили попугать. Стреляли вниз, в землю – чтобы показать серьезность намерений, чтобы отошли от машины. Какой тут умысел? Даже сами пострадавшие об этом говорят… То есть, имея реальную возможность стрелять на поражение (расстояние было около 7 метров и никаких преград), они этого не делали.

Похожие доводы озвучил и адвокат Шевченко:

– Препятствий для реального убийства не было. Сами пострадавшие считают, что их хотели только напугать, а ранения носят случайный характер.

Оба подсудимых раскаялись в содеянном и заверили суд в отсутствии злого умысла. Последнее слово в этом процессе они произнесут завтра, 9 августа.

Анна Мелехова