Данные о крупной оппозиционной акции, как всегда, противоречивы.

В нашем городе вчера состоялся очередной митинг против пенсионной реформы. А значит, теперь пришло время для традиционного столкновения двух правд о том, сколько народа на этот митинг пришло. Правоохранители утверждают, что собралось всего около 170 человек; один из организаторов митинга Татьяна Нагибина пишет на своей странице «ВКонтакте» о двух тысячах. По впечатлениям некоторых участников, говорить можно скорее примерно о 400 митингующих.

В целом можно было заранее не сомневаться, что этот митинг будет менее многолюдным, чем предыдущий (тогда у СКК собралось несколько тысяч человек, а коммунисты, бывшие в числе организаторов, говорили даже о 10 тысячах).

Сказалось даже не то, что предыдущей ночью, до 3 часов по омскому времени, российская сборная играла с хорватами в четвертьфинале чемпионата мира по футболу. Просто митинг 1 июля печально прославился скандальной сценой, когда двое организаторов (всё та же Нагибина и Игорь Басов) лишали слова и даже спихивали с трибуны главу омского штаба Алексея Навального Ольгу Картавцеву – и та позже рассказала БК55, что изначально тоже была в числе организаторов, но с помощью каких-то манипуляций её этого статуса лишили. После такого существенная часть сторонников оппозиции не пошла на новый митинг, организованный всё теми же людьми.

Данные правоохранителей перекочевали без каких-либо оговорок во многие СМИ. Скажем, «Вечерний Омск» опубликовал статью под заголовком «На митинг у СКК пришло 170 человек» и снабдил её фотографией, по-видимому, сделанной задолго до начала (площадь практически пуста, видны человек 15, никаких признаков митинга нет). Проправительственный сайт «Ридус» опубликовал это же фото и сделал из него вывод, что данные про две тысячи человек «сильно завышены».

«Следовательно, журналисты «Эха» преувеличили численность протестной акции в 10 раз», – пишут на «Ридусе» (цитата оставлена без изменений). Имеется в виду сообщение «Эха Москвы» о том, что, «по данным организаторов, вышли около 2 тысяч человек». За этим следуют рассуждения о том, зачем «Эху» нужны такие преувеличения: то ли оно договорилось с руководством КПРФ, то ли «разжигает», потому что «работает против правительства Медведева». Самый простой вариант про отсутствие интереса к происходящему в провинциальном городе и связанное с этим нежелание проверить данные, полученные из первых рук, явно показался журналистам слишком неинтересным.

Кстати, городские власти явно боялись худшего. Чтобы помешать митингу, буде он окажется слишком многолюдным, они организовали какой-то детский праздник, включили музыку, вывели на работу пару газонокосильщиков и поставили на площади пару КамАЗов. Но то ли оказались недостаточно решительными, то ли подумали, что угрозы нет.

«Митинг не обошелся без происшествий, – пишет «Вечерний Омск», довольно тенденциозно трактуя события, – из-за протеста общественников сотрудникам полиции пришлось заставить отключить сценический звук у проходившего неподалеку концерта в честь праздника любви, семьи и верности».

Споры о численности митингующих в любом случае ничего не дадут: 200 человек или 2 тысячи – власти города и региона явно не намерены протестовать против пенсионной реформы. А участие в акциях протеста коммунистов выглядит очень странно, учитывая, что совсем недавно представители этой партии открыто отказались от борьбы за руководство областью, поддержав официального кандидата.