Долго ждали, чем закончится история с застройкой Братского кладбища (на территории бывшего завода Козицкого). Теперь стало понятно, что дальше ждать нет смысла.
Министерство культуры удовлетворилось соблюдением буквы закона. Они обязали застройщика провести археологические исследования. Тот заключил договор с археологами. Они добросовестно изучили то, что до них не успели вывезти на свалку. Вскрыли около двух десятков могил, попавших в откос котлована. При этом большая часть захоронений была срыта при рытье котлована до исследования. Стоявший здесь ранее цех имел свайный фундамент без подвала. Котлован под него не копался.
Исследовали что осталось. Что дальше? А ничего интересного, стройка продолжится. Археологи заработали свои деньги, застройщик таким образом откупился. Минкульт сохранил приличия, все законно. Действительно, застройщика в самовольных действиях не обвинить, требования минкульта исполнены.
Фото: https://vistanews.ru/economics/immovables/210718
Но остается вопрос – насколько этично строить на костях? Тем более это не древний могильник неизвестной культуры. Это наши недавние предки. Кладбище оставалось нетронутым до войны. Оно было самым престижным в середине 19 в. Здесь хоронили самых высокопоставленных сановников-губернаторов. Среди них много людей знаменитых. Это Генерал-губернатор Булатов, прославленный воин, герой множества войн; Аносов, в советское время почитавшийся как выдающийся металлург, но при этом еще и выдающийся государственный деятель. Памятные доски им вынесли на фасад цеха, а их могилы срыли прошлой зимой. Я это расцениваю как цинизм – срыть подлинную могилу, а памятную доску установить где-то в стороне.
Мне возразят, что кладбище было застроено давно. В советское время материалисты были пренебрежительны к праху. А мы-то сейчас чем лучше? При этом предложите застройщикам кладбищ построить что-нибудь на могиле их родителей, они в драку полезут. А на чужих могилах можно? Кто заступится за старые кладбища? Там захоронены предки ныне живущих омичей, просто мы их забыли. У нас вытравили родовую память и продолжают уничтожать ее остатки, чтобы народ превратить в «население», Родину – в «место проживания». Бывших кладбищ не бывает. Покойные остаются на месте, даже если о них забыть. Они не могут уйти от вандализма, увернуться от ковша экскаватора. К тому же вандализм узаконен.
На кладбище собираются строить элитное жилье. Сейчас модно жилым комплексам давать названия. Предлагаю несколько вариантов: «На костях», «Отеческие гробы», «Братская могила»...
Неужели А.С. Пушкин ошибался, когда писал эти строчки:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Наш минкульт о коммерческих интересах застройщиков печется больше, чем об охране памятников. И даже ни тени сомнения, как будто и не знали про кладбище. Нет, чтобы поставить его на охрану.
Работы ведутся за глухим забором, под усиленной охраной. Удастся только узнать обрывочные сведения. Археологи промежуточные результаты не публиковали. Вместе с захоронениями срыли фундамент Братской церкви, просуществовавшей до 50-х годов. После 1 очереди хотят строить вторую, на нетронутой территории кладбища. При этом до сих пор открыт вопрос – что делать с поднятыми останками. Их вроде как спасли от уничтожения и… сложили в шкаф. Это правильно? Известно, что кладбище Православное. По-хорошему останки надо перезахоронить по церковному чину. Застройщики этого делать категорически не хотят, хотя они инициаторы разрушения кладбища. Археологи, минкульт, митрополия, горадминистрация тоже говорят, что они ни при чем. В результате имеем гору бесхозных костей и безвыходную ситуацию.