От сотрудничества с Китаем региональная власть и бизнес, похоже, ждут больших выгод.
В областном Конгресс-холле, что на Левом берегу, сегодня прошла рабочая встреча областных властей и предпринимателей, посвящённая закончившейся на днях международной выставке SIAL CHINA, проходившей в Шанхае. В этот китайский город ездила многочисленная омская делегация, включавшая представителей Любинского молочного комбината, «Сладуницы», «Сладонежа», макаронной фабрики, «Весёлого мельника» и других предприятий пищевого сектора, а также министра экономики Расима Галямова. Выставка закончилась 18-го, а сегодня участники поездки собрались, чтобы подвести итоги.
«Я рад вас приветствовать на родной земле», – с таких слов министра началась эта встреча, и, похоже, её участники и в самом деле были на позитиве. Для начала Галямов обрисовал общие особенности китайского рынка, на который хотят «зайти» омичи:
– Тут есть три основные специфики. Во-первых, это масштабность, к которой нам предстоит как-то привыкнуть. Во-вторых, это интенсивное сотрудничество бизнеса с властью. И, в-третьих, это традиционализм рынка и самих китайцев...
Помимо этих особенностей омскому бизнесу следует учитывать и ещё кое-что:
– Для китайцев то, что мы им представляем – это не омский продукт, а российский продукт! Бизнесменам из разных российских городов следует как-то договариваться, чтобы не мешать друг другу.
Это, похоже, все понимали. Но говорить о гипотетической конкуренции между российскими производителями на громадном китайском рынке, по-видимому, ещё рано: пока китайцы пробуют нашу продукцию на вкус (в том числе и в буквальном смысле), изучают ассортимент, заключают первые договоры. Понравились им омская сгущёнка, омское мороженое и другие сладости.
– У нас теперь 2 жизни, до выставки и после, – поделилась своей радостью представительница «Сладонежа», который, как выяснилось, намерен для начала отгружать в Китай тысячу тонн своей продукции в год.
Первыми успехами могут похвастаться и другие компании – скажем, мороженое «Сибхолода» будут закупать для школ власти одной из китайских провинций. Даже у омской водки есть определённые перспективы на восточном рынке, хотя представитель соответствующего предприятия и пожаловался, что климат в том же Шанхае слишком жаркий для этого напитка.
Успех, по чуть ли не единодушному мнению участников встречи, был достигнут благодаря поддержке областного правительства. Об этом говорил вице-президент ассоциации межгородской торговли Евгений Колягин, да и все выступающие заканчивали свои речи выражением благодарности и «низкими поклонами».
– Ни один регион не приехал таким составом – и это дало эффект! – объяснил Колягин.
Понятно, что в любом случае омскому бизнесу предстоит много работы, чтобы закрепиться на перспективном китайском рынке. Присутствовавший на встрече депутат Заксобрания Анатолий Беззубцев заговорил о том, что надо бы продвигать ещё и птицеводческую продукцию (напомним: этот депутат является владельцем Омской птицефабрики); но тут есть дополнительные сложности, так что без поддержки правительства никак не обойтись. Галямов изъявил готовность взять Беззубцева с собой на следующую выставку, и это можно понимать как сигнал: поддержка будет.
Получается, начало экономической экспансии омского бизнеса в Китай можно считать удавшимся. Можно предположить, что это станет одной из важных фишек в предвыборной кампании Александра Буркова, хотя процесс, как мы помним, был запущен ещё при его предшественнике.