Десять месяцев назад в судах Западно-Сибирского округа начались разбирательства по спору между Reverta (на момент выдачи кредита это был Parex Banka) и компанией «Североргсинтез», задолжавшей около $108 млн. Банк пытается вернуть кредит, выданный 6 лет назад на строительство завода по переработке газа в Новом Уренгое. Компания ничего не выплатила по кредиту (за исключением перечисленных $35 тыс. от «Энерго-Холдинг» - одного из поручителей), и в начале 2012 года «Североргсинтез» начал процедуру ликвидации.
Банкиры рассказали, что поручителем по этому кредиту была компания «Севернефть», а Жан Худайнатов, будучи ее гендиректором, подписывал поручительство. (Кстати, по данным СМИ, другим бенефециаром «Североргсинтеза» являлся тоже печально известный в регионе Александр Рязанов, уводивший семь лет назад «Сибнефть» из Омской области. Топ-менеджер в Омске обещал сохранить бренд, регистрацию и прежний объем налоговых платежей регионообразующей «Сибнефти», однако все случилось наоборот. Область потеряла полбюджета, около 14 млрд. рублей.)
Худайнатов отказывается признавать подпись своей. Суд в Омске два раза приглашал его на заседание, однако всякий раз предприниматель повестки игнорировал, притом что юристы, представляющие сторону Жана Худайнатова, посещают суд регулярно. Судья арбитража даже сетовала, что так «он выразил свое отношение к суду». В эту пятницу суд решил направить на экспертизу пачку документов с подписью предпринимателя и представленный Reverta единственный экземпляр договора поручительства, из которого следует, как сообщили финансисты, что шесть лет назад Жан Худайнатов подписал от «Севернефти» поручительство на $75 млн. за полученный «Североргсинтезом» от банка (на тот момент Parex Bankа) кредит.
Экспертиза поручена федеральному бюджетному учреждению «Омская лаборатория судебной экспертизы министерства юстиции». Начальник лаборатории Владимир Шефлер, как сообщили БК55 в его ведомстве, был недоступен для комментариев в силу занятости.
Проверять нефтяных олигархов - дело беспрецедентное для омских специалистов. Известный омский юрист, работавший на нашумевшем процессе по делу о мошенничестве бывшего гендиректора МРСК Сибири Александра Антропенко, Юрий Николаев пояснил БК55:
- Эксперт, проводящий такую экспертизу, может, как следует из Уголовного Кодекса, понести уголовную ответственность за дачу заведомо ложного заключения. Уголовная ответственность грозит эксперту и за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, выразившееся в халатности, если представленный на экспертизу играющий ключевую роль в деле документ «вдруг» теряется.
Никита Летов